Виктору Николаевичу Преловскому, почетному машиностроителю Республики Хакасия, сегодня, 16 марта, исполняется 85 лет. Мы расскажем о жизненном пути этого удивительного человека, с именем которого связано развитие «Абаканвагонмаша».

Строительство «Абаканвагонзавода» (АВЗ) было начато 30 июня 1970 года. Под промышленную застройку отведена площадь в 343 гектара в 5 км от Абакана. Первая платформа-контейнеровоз встала на рельсы 20 февраля 1976 года, и эта дата стала официальным днем рождения АВЗ. А 20 июня 1979 года с конвейера сошел первый контейнер.

АВЗ активно строился и становился передовым заводом своего времени. На его площадях размещалось лучшее на тот момент оборудование, в том числе импортное: из Японии, ФРГ, Франции и Дании.

Иностранные специалисты приезжали на монтаж оборудования, а наши ездили за рубеж на стажировки: в Англию, Данию, Японию, Италию и Венгрию. С визитами на завод приезжали первые лица государства, известные артисты и даже космонавты.

Первым директором еще строящегося завода — до 1975 года — был Георгий Кузьмич Рогательников. Вторым — Борис Акимович Егоров. И третьим, на целых пятнадцать лет (1982–1997), стал Виктор Николаевич Преловский.

Родился Виктор Преловский 16 марта 1937 года в пос. Тисуль Тяжинского района Кемеровской области. Его отец Николай Владимирович по профессии — шофер, участник Великой Отечественной войны, среди наград которого — орден Красной Звезды. Семье повезло, отец вернулся домой, где его ждали два сына, Виктор — младший. Мать Лукерья Васильевна занималась домашним хозяйством.

После 7 классов Виктор поступил в Кемеровский коксохимический техникум и получил диплом техника-механика, распределился в Читинскую область, в г. Балей, где работал на комбинате «Балей-Золото» слесарем. Был призван в армию и служил с 1957 по 1961 год в пограничных войсках. Ошибки в сроках службы нет, так как была задержка сроков демобилизации до 9 месяцев. Так, в 1961 году из-за строительства «стены» в Берлине, а в 1962-м — из-за Карибского кризиса служба в армии сроком в три года, а на флоте — четыре являлась годами становления, возмужания и боевой закалки.

В том же 1961 году родители Преловского переехали в Хакасию, в пос. Зеленое. Виктор стал работать на РМЗ-2 г. Черногорска. Начал техником-чертежником КБ и за 11 лет прошел должности инженера-конструктора, начальника техотдела, начальника литейного цеха, замдиректора по производству, главного инженера завода.

Он поступил на механический факультет Томского политехнического института, успешно окончил вуз в 1969 году, получив специальность инженера-технолога машиностроения. Тем временем РМЗ-2 прошел коренную реконструкцию и был преобразован в Черногорский экспериментальный завод облегченных конструкций (ЧЭЗОК). И Виктор Николаевич назначается главным инженером завода.

В 1972 году открывается в Абакане экспериментально-механический завод Минкомхоза РСФСР на Согре. Основной задачей завода было производство автомобильных кранов на шасси ЗИЛ130, позже — на шасси КамАЗ. Продукция расходилась везде — от Калининграда до Камчатки. Виктор Николаевич был уже профессионалом в области металлоконструкций, и ему предложили возглавить инженерную службу. Через два года он назначается директором того же ЧЭЗОКа, который для него был родным. Он шесть лет руководил этим предприятием и сделал его одним из передовых не только в Хакасии, но и в отрасли Минтяжстроя. Был значительно расширен ассортимент продукции: башенные и козловые краны, подъемные вышки, разнообразный набор металлоконструкций, строительные вагончики и так называемые «покрытия» — пространственные стержневые формы для покрытий больших промышленных зданий.

В 1980 году обком партии предложил Виктору Николаевичу перейти главным инженером на «Абаканвагонмаш». Директором в то время был Б. Егоров, о котором у нашего героя остались самые добрые воспоминания. Егоров проработал до 1982 года и был назначен директором «Крастяжмаша». Обком партии без колебаний рекомендовал Минтяжмашу утвердить новым директором Преловского. Так Виктор Николаевич оказался генеральным директором огромного объединения, где трудилось свыше 6 тыс. работников.

Наряду с развитием производства, рос и Абакан. По титулу АВМ был построен микрорайон с населением 60 тыс. человек, возведены три школы (№№ 8, 12 и 14), пять детских садов и 49 многоквартирных жилых домов. Строились общежития, больницы и магазины. Предприятие начало строить и свой Дом культуры — сейчас это Абаканский дворец молодежи. Формировались команды по футболу, лыжным гонкам, шахматам, хоровые коллективы.

С окончанием строительства ТЭЦ (она была в структуре АВМ) в Абакане закрылось свыше 170 котельных различной мощности. Масштаб деятельности АВМ в те годы поражал многих.

В июле 1986 г. вышло постановление Совмина СССР об увеличении вложений в капитальное строительство вагоностроительного комплекса. В связи с этим был образован трест «Абаканвагонстрой», первым управляющим которого стал Сергей Кужугетович Шойгу.

Трестом была введена последняя очередь Контейнерного завода, началось строительство сталелитейного производства. Помимо основной продукции в те времена предприятие должно было производить так называемые товары народного потребления. Под маркой завода выпускались электромясорубки, электронасосы, тормозные колодки, шланги, компрессоры, мебель, садовые печи, мангалы, тяпки, лопаты, грабли и металлические гаражи. По воспоминаниям Виктора Николаевича, знаменитому певцу Иосифу Кобзону очень понравились наши металлические гаражи, и он даже интересовался, как можно приобрести один из них.

Предприятие имело свое рыбохозяйство. В одном из зданий завода находилось пять чанов для разведения карпов и один — для осетров. Карпы продавались по стоимости на 15–20% ниже, чем в магазинах, поэтому работники их охотно покупали.

Современное оборудование и стабильное финансирование позволяли АВМ получать различные региональные и всесоюзные премии, которые сейчас называются грантами. Это позволило обеспечить на предприятии самые высокие в регионе зарплаты и привлекать специалистов.

В конце 80-х годов в стране началась перестройка. Менялся общественный строй, плановую экономику сменила рыночная. В переходных условиях стали распадаться существующие экономические связи, их нормальная работа была нарушена. Одни предприятия продолжали существовать, сменив собственника, другие закрывались, третьи были переформированы или раздроблены.

В марте 1992 г. производственное объединение «Абаканвагонмаш» было преобразовано в государственное предприятие «Абаканвагонмаш». В декабре 1992 г. — в акционерное общество открытого типа «Абаканвагонмаш». В этом же году из состава предприятия выделился Сталелитейный завод.

В те годы находились силы, которые хотели дальнейшего раздробления завода. Например, предлагалось приватизировать контейнерный и вагоностроительный как два самостоятельных предприятия. Большими усилиями руководства и всего коллектива этого удалось избежать. Работники, став собственниками (акционерами) своего предприятия, голосованием избрали Виктора Преловского первым директором приватизированного завода вплоть до 1997 года.

Заслуга Виктора Николаевича была в сохранении предприятия как комплекса. Однако при его акционировании была избрана такая форма, которая позволила «крутым» дельцам приобрести у рабочих 54% акций. Скупка шла в основном за бесценок и без учета реальной стоимости их на мировом рынке. Виктор Николаевич, не имея в руках контрольного пакета, вскоре почувствовал, что он на предприятии перестал быть настоящим хозяином, и в 1997 году, достигнув пенсионного возраста, ушел на заслуженный отдых. После него производство упало кратно. Тех самых контейнеров производили в пределах 2 тысяч, численность работников сократилась в 10 раз.

Сам Виктор Николаевич считает себя строгим и требовательным, даже суровым руководителем, но справедливым. Он никогда не относился к либералам и не страдал показным демократизмом. Но он не был ни жестоким, ни злопамятным.

В 1997 г. Преловский возглавил Совет предпринимателей Хакасии. За этим стояли практические дела. Предприниматели вскладчину построили в с. Подсинее несколько корпусов по производству мяса птицы и яиц, поскольку вся производимая на основном производстве продукция уходила из Хакасии.

В настоящее время он является помощником-консультантом директора ПАО «Абаканвагонмаш».

Виктор Николаевич — один из видных хозяйственных руководителей Хакасии, более 36 лет проработавший в области машиностроения. За многолетнюю и плодотворную деятельность он награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета» и рядом правительственных и республиканских орденов и медалей, удостоен звания «Почетный машиностроитель РХ» и «Почетный гражданин РХ».

Сегодня свободного времени у Виктора Николаевича достаточно, он увлекается охотой на боровую дичь, летом занимается садоводством, зимой в столярной мастерской делает поделки и дарит друзьям. В свои 85 лет Виктор Николаевич по-прежнему в строю, полон планов в профессиональной и общественной работе. И пусть этот потенциал сохраняется на многие годы.

Виктор ИВАНЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *