Сегодня экологическая ситуация в Хакасии, в Абакане оставляет желать лучшего. Вырубка лесов, загрязнение водоемов, почвы и атмосферы, деятельность угольных предприятий… Страдают от плохой экологии не только люди, но и братья наши меньшие — животные, птицы…

О том, какие виды пернатых обитают на территории Хакасии и как решить проблему ухудшения экологии, мы побеседовали с экологом, орнитологом, кандидатом биологических наук, фотографом, членом Союза фотохудожников России Борисом НАЛОБИНЫМ.

— Борис Сергеевич, почему вы решили заниматься именно орнитологией — наукой, изучающей птиц?

— С детства увлекался биологией. То, как преподносила материал Анастасия Макаровна Айздайчер — биолог 10-й школы Абакана, во многом и предопределило мое увлечение. То, что изучил, обязательно откладывалось в голове.

Орнитология же привлекла внимание, когда мне, по состоянию здоровья, было отказано в поступлении в авиационное училище (многие тогда очень хотели быть летчиками). Эта удивительная способность к полету, удивительные навыки выживания в разных природных средах… Наблюдая за пернатыми, словно бы сам поднимаешься к небу!

— Что именно в рамках этой науки вы изучали, и как это повлияло на экологию?

— В начале изучения птиц нужно было определить, какие виды этих животных обитают в Хакасии. Начал с водоплавающих, и в рамках этой темы на-писал и защитил диссертацию «Биология гнездовой жизни водоплавающих птиц Абакано-Минусинской котловины». В нее вошли данные об изучении температурного режима насиживания, влияния влажности, этапы эмбрионального развития, темп вылупления птенцов, их характер поведения после вылупления и другие общебиологические вопросы. Не остались без внимания обследования биотопов, то есть жизненного пространства гнездовых территорий, видового состава растительности, взаимоотношений соседствующих видов в период размножения… Множество факторов влияет на условия жизни птиц.

Также решались вопросы прикладного характера. Например, изготовление искусственных гнезд и активность заселения их птицами, влияние ворон на успешность вывода потомства у водоплавающих птиц. Все эти вопросы напрямую выходили на решение экологических проблем — сохранение видов на обитаемых территориях.

— Были ли у вас еще научные работы по теме изучения видов птиц, обитающих в Хакасии?

— За последние годы, а именно в период с 2003-го по 2015-й, большинство моих работ были посвящены именно охране птиц, заповедному делу, изучению особенностей обитания видов, занесенных в Красные книги России и Хакасии. И опять же не обошлось без изучения особенностей территорий, относящихся к международной программе «Ключевые орнитологические территории России» (КОТР).

— Это какие, например?

— Урочища «Трехозерки» и «Сорокаозерки», а также Очурский, Смирновский и Бондаревский боры, так как они относятся к водно-болотным угодьям России, подлежащим охране. Их уникальность в том, что они целиком и полностью соответствуют этой программе. Еще «Ключевые ботанические территории» на Юге Сибири. Там редкие и исчезающие виды флоры и фауны испытывают сильные антропогенные нагрузки. В этих местах вода определяет условия жизни растений, животных и контролирует состояние окружающей среды. Эти территории международного значения нуждаются в повышенных природоохранных мероприятиях по сохранению орнитофауны и мест гнездования (как и другие территории в Хакасии) и призваны охранять скопления водоплавающих птиц, отдельные виды которых занесены в Международную Красную книгу, Красную книгу России, а также Хакасии.

— Каждый желающий может стать орнитологом?

— Сказать однозначно «да» не решусь. Быть рачительным на земле, любить природу и в данном случае птиц — это может каждый. Ведь мы не называем Александра Васильевича Суворова, великого русского полководца, генералиссимуса, да еще и орнитолога. Выйдя в отставку, он вместе с мальчишками отлавливал птиц, помещал их на зиму в специально построенный флигель и ухаживал за ними. А с приходом весны дети выпускали пернатых на волю. Это и есть рачительное, бережное отношение к природе. Любить птиц может каждый, но узкими специалистами становятся те, кто выбрал эту стезю как призвание.

— Расскажите о ваших коллегах, зоологах и орнитологах. Чего им удалось добиться за время научной деятельности?

— Этот вопрос очень трудный. К великому сожалению, они рано ушли из жизни. С особым уважением и светлой памятью хочу сказать о моих учителях на биолого-химическом факультете. Это Николай Александрович Кохановский — кандидат биологических наук, зоолог, изучающий млекопитающих Хакасии. Фронтовик, участник Сталинградской битвы! Он написал серию научных работ о мелких млекопитающих Хакасии, выпустил единственный в своем роде Календарь природы Хакасии. Его уроки, добросовестное отношение к делу, богатейший запас знаний, которыми он щедро делился, накрепко остались у меня в памяти.

Юрий Иванович Кустов… Увлеченно, порой даже с некоторым фанатизмом, изучал хищных птиц Хакасии. Именно с ним в условиях экспедиций я и познакомился с элементами маршрутного учета видового и количественного состава птиц при сборе научных материалов. Слишком ранний уход этого увлеченного животным миром человека создал некоторый вакуум в дальнейшем изучении и сохранении хищных птиц Хакасии.

Другой не менее значимой фигурой в орнитологии Хакасии является Сергей Михайлович Прокофьев. Вместе с Ю.И. Кустовым они работали над созданием системы заповедного дела в нашей республике и написанием первой Красной книги Хакасии, посвященной животным. Сергей Михайлович подготовил к защите диссертацию, посвященную природе, в особенности птицам всей Абакано-Минусинской котловины, но так и не защитил ее. Ушел от нас в расцвете своих творческих и научных планов.

— Борис Сергеевич, какие еще виды птиц обитают на территории Хакасии, и что их привлекает здесь?

— По результатам исследований в период с 2017 по 2020 год нами было зарегистрировано 95 видов птиц. Из них 28 относится к редким видам, занесенным в Красную книгу РФ и РХ. Их доля в общем списке составляет 29,5%. В этом секторе выделено 11 видов (39,3%), у которых численность либо достоверно растет, либо популяция стабилизируется в количественном отношении. К ним относятся журавль-красавка, серый журавль, коростель, степной лунь, беркут, шилоклювка, черноголовый хохотун и др. Еще 17 видов птиц (60,7%) — это те, численность которых не растет, а у некоторых к тому же сокращается. Например, малая выпь, серый гусь, большой кроншнеп, могильник, степной орел, кречет, балобан, сапсан, гуменник, малый лебедь и др.

Мы впервые провели оценку видов, которые не занесены в Красную книгу и являются фоновыми, однако их численность не растет, а во многих случаях сокращается. Таких видов бы-ло выявлено 30, что составило 31,6% от числа учтенных.

— Какова же причина сокращения популяции птиц?

— Основная — это степные и лесостепные пожары (последние три года они происходили более трех раз за сезон!), браконьерская охота и выпас сельскохозяйственных животных. Так, сократилась численность перепела, куропаток, тетерева, наземногнездящихся воробьинообразных, чибиса и т. д. Ласточки и стрижи сократили свою численность по причине разрушения многочисленных кошар, сельскохозяйственных построек и деревенских домов. Но в этом списке можно выделить и те виды птиц (35 или 36,8%), чье существование можно обозначить как «благополучное». Здесь следует отметить серую цаплю, черного коршуна, болотного луня, зимняка, чаек, трясогузок, врановых (среди которых особенно быстро растет численность китайского подвида грача) и мелких воробьинообразных. Отмечено, что многие виды уток также сократили свою численность, однако ситуация оценена как благополучная.

Думаю, о вреде карьерной добычи угля, загрязнении водоемов и воздуха все известно.

— Да, вот если бы еще кто-то не только знал, но и предпринимал какие-нибудь действия… Но как же человек может помочь птицам, живущим в Хакасии, а значит и природе в целом?

— Чтобы люди помнили об ответственности за природу и помогали ей, их нужно обучать этому еще со школы. Уверен, что назрела необходимость разработать методические рекомендации по изготовлению и внедрению искусственных гнезд для птиц. Возможно, стоит предложить разработать для школ Абакана дополнение к программе по трудовому обучению — изготовление этих самых гнезд на уроках и размещение изделий на угодьях КОТР.

В этом же плане существует необходимость создания в школах молодежных организаций «Хранители КОТР». Проведение регулярных биотехнических мероприятий по расширению возможностей гнездования птиц путем создания и размещения искусственных гнезд даст ощутимый результат по привлечению и сохранению птиц на наших озерах. Эта природоохранная деятельность необходима из-за сокращения численности многих видов. А это в свою очередь связано с тем, что пригодных мест гнездования становится все меньше из-за активного антропогенного влияния на природные биотопы.

— Полезные идеи. Действительно, все начинается с детей. Если они это поймут и научатся с ранних лет помогать природе и ее обитателям, то и взрослые станут более ответственными.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото Бориса Налобина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *