В Хакасии стартовал новый парламентский сезон. 29 сентября состоялась XXI сессия Верховного Совета Хакасии седьмого созыва. И без скандала, по правилам последних лет, вновь не обошлось. В третий раз заблокирован законопроект о передаче коммунальных полномочий на уровень районов. Несмотря на просьбу глав и депутатов сельских поселений «не быть бюрократами», ровно половина парламентариев проголосовала против принятия закона, по которому районные власти должны сформировать у себя казенные предприятия ЖКХ и отвечать за их бесперебойную работу.
Бог троицу любит? Не в нашем случае…
Напомним, Верховный Совет рассматривал этот законопроект уже дважды. По замыслу республиканского правительства, именно районные администрации должны нести ответственность за водо— и теплоснабжение каждого поселения на своей территории. Для этого им необходимо создать у себя централизованные жилищно-коммунальные комплексы. Фактически с нуля, заметьте, потому что в лихое время даже то немногое, что у районов имелось, благополучно ушло с молотка и/или пришло в аварийное состояние. А то, что осталось, с трудом обслуживает нужды райцентров.
С целью поддержать законопроект, парламентские пенаты посетила внушительная делегация глав и депутатов сельсоветов. Несколько обращений из Таштыпского и Аскизского районов поступили в адрес Верховного Совета в письменном виде. Об этом сообщил секретариат сессии.
А дальше в бой пошла тяжелая артиллерия. С докладом выступил и. о. прокурора Хакасии Андрей Мошков. С его слов, три десятка коммунальных предприятий, пущенных по воле волн в поселениях, — банкроты либо находятся в предбанкротном состоянии. Ремонтировать сети и оборудование не на что: кредиторская задолженность превышает в сумме один миллиард рублей. Сельские администрации получили около трехсот предписаний, однако ситуация лишь усугубляется…
Увы, но и под натиском суровых реалий парламентская фронда не сдалась. Документ поначалу даже не приняли за основу. Спикер ВС Владимир Штыгашев объявил двадцатиминутную паузу, в надежде, что горячие головы поостынут.
— Вы подумайте! Совесть не надо продавать. Речь идет об улучшении жизни сельских жителей. Понимайте долю ответственности каждого, — воззвал он к депутатам, подразумевая, разумеется, противников передовой идеи.
После перерыва голосование все же состоялось, правда, облегчения не принесло. За проголосовали 25 парламентариев. От кворума (47 человек) — это большинство. Считали, однако, от списочной численности, так что для перевеса не хватило одного голоса.
Справедливости ради отметим: доводы тех, кто голосовал против законопроекта, также не лишены оснований. Как считает глава Аскизского района Абрек Челтыгмашев, передача полномочий из поселений «этажом выше» проблему не решит. Корень зла заключается в хроническом недофинансировании:
— Независимо от того, чьи это полномочия — сельских советов, районов или, допустим, полномочия будут закреплены за республикой — результат будет один и тот же, — прокомментировал он скандальную коллизию. — Почему происходят задержки по платежам? Надо прямо сказать, что счета учреждений, которые должны оплачивать коммунальные услуги, заблокированы. Поэтому своевременно не проходит оплата на предприятия ЖКХ, которые находятся у нас в сельской местности, а соответственно, следует процедура банкротства.
На противоположном фланге аргументы районных глав проигнорировали. Недовольный исходом голосования, Владимир Штыгашев назвал непринятие закона саботажем и согласился обнародовать в СМИ пофамильно перечень депутатов, с пометками о голосовании за и против. «Чтобы люди больше не избирали этих депутатов», — пояснил он свое импульсивное решение.
Глава Хакасии Валентин Коновалов в тот же день собрал делегатов от поселений на незапланированную рабочую встречу.
«Физики» и «юрики» для бюджета
Ожидать сюрприза на сессии можно было и от другого голосования — по законопроекту «О внесении изменения в статью 1 Закона Республики Хакасия «О налоге на имущество организаций». Ведь пока повестка только версталась, кое-кто из местных интернет-изданий предвосхитил рассмотрение вопроса публикациями, в которых даже не между строк читается, а прямо говорится: дачников обложат новым налогом!
Прессу в Верховном Совете, естественно, мониторят. Вероятно, поэтому, выступая с трибуны с докладом, председатель бюджетного комитета респарламента Олег Иванов дважды подчеркнул, что граждан поправка не коснется.
— Суть предложения затрагивает имущество организаций — НЕ физических лиц, ни в коей степени! — заверил он. — Предлагается: жилые помещения, садовые домики, объекты назавершенного строительства, гаражи, расположенные на земельных участках организаций, выделенных под приусадебное личное подсобное хо— зяйство, индивидуальное жилищное строительство, садоводство и огородничество, обложить налогом на имущество организаций…
Звучит убедительно. Да и цель заявлена благая — пополнить налоговый портфель региона. Депутаты без лишних вопросов приняли поправку во втором чтении.
Но что в таком случае будет с имуществом, которое находится на балансе СНТ? Не будем забывать: они являются юридическими лицами, хотя и представляют собой некоммерческие объединения граждан. При этом содержатся такие товарищества (как и гаражные кооперативы) на членские взносы. На чьи плечи ляжет налог на хозпостройки, насосные станции и прочую недвижимость общего пользования, как не самих садоводов и огородников?
Комментарий на этот счет предоставили в администрации Абакана. Как рассказала заместитель главы города по вопросам экономики и финансов Вероника Виницына, новым налогом будет облагаться нетипичная для юрлиц недвижимость.
— Что касается садоводческих обществ, то земельные участки, на которых располагаются объекты, необходимые для хозяйственной деятельности на территории СНТ, относятся к участкам общего пользования (общего назначения) и обеспечивают реализацию основной деятельности общества. Расположенное на них имущество является типичным для СНТ, — пояснила замглавы.
А это значит, что для дачников действительно ничего не изменится.
«Пролёт над гнездом кукушки» пытаются отложить
Чем еще запомнится XXI сессия ВС РХ седьмого созыва? Мнения в этой части сильно разнятся. Пунктов в повестке — свыше тридцати, поэтому есть где разгуляться, не считая ключевых вопросов.
Ряд СМИ сфокусировался на том, как «прокатили» народные избранники троих претендентов на членство в Общественной палате Хакасии. Депутаты голосовали по персоналиям, исходя из собственных симпатий и антипатий. По парламентской квоте в палату должны войти 13 человек, список состоял из 16. За бортом после рейтингового отбора оказались довольно известные в регионе люди. Чисто теоретически шансы у них сохраняются: делегированные от ВС и правительства 26 членов, по установленному порядку, доберут еще тринадцать заседателей. Но осадочек наверняка остался.
Для других обозревателей более знаковым стало принятие респарламентом в первом чтении закона по природным заказникам. Правительство Хакасии предлагается наделить полномочиями по изменению границ особо охраняемых природных территорий в регионе.
Здесь надобно напомнить вот о чем: 20 апреля этого года в Госдуму внесен проект федерального закона о порядке изменения границ ООПТ регионального значения. Сейчас этот вопрос регулируется исключительно правовыми актами субъектов, тогда как авторы внесенного документа ратуют за единообразие подходов.
Казалось бы, к чему унификация, если в каждом регионе — свои особенности природного ландшафта, флоры и фауны? А дьявол, как обычно, кроется в деталях. Его кривую ухмылку (с некоторой долей воображения) не так уж трудно уловить. Менять черту государственных природных заказников и памятников природы регионального значения, по замыслу думцев, можно будет в стандартных случаях: если увеличивается их площадь, если участок заказника включается в состав ООПТ федерального значения и если часть подобной территории нужно использовать под хозяйство.
Логично предположить, что в Хакасии решили сработать на опережение этого закона и закрепить за собой право распоряжаться границами особо охраняемых природных территорий. Но есть ли смысл сейчас бежать впереди локомотива? В случае одобрения российским парламентом, думская инициатива сведет на нет усилия региональных властей и даст еще больший простор для управления процессом сверху: вычленения площадей «под хозяйство» в составе либо федеральных заказников, либо региональных, но уже под давлением непреодолимых в нашей стране обстоятельств. Таких как лицензии на добычу полезных ископаемых.
Елена ЛОБАНОВА
Фото из открытых источников