Как правило, даже невоцерковленные жители нашей страны знают, когда у православных христиан наступает самый строгий и продолжительный из постов — Великий. В этом году он начался 15 марта и продлится до 1 мая, а 2 мая православные всего мира будут отмечать главный церковный праздник — Светлую Пасху. Однако в представлении немалого числа наших сограждан суть поста сводится, в основном, лишь к довольно строгим ограничениям в питании. Тем самым, приобщившись к временному воздержанию в пище, мы, получается, соблюдаем Великий пост. Так ли это на самом деле? В чем заключается духовное значение Великого поста, и как православным правильно провести предстоящие дни — об этом мы попросили рассказать настоятеля Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, протоиерея Геннадия ФАСТА.

— Отец Геннадий, расскажите, пожалуйста, читателям «Абакана», для чего установлен Великий пост? В чем его смысл и цели?

— Наверное, начнем нашу беседу с пояснения, что такое для православного христианина пост? Под постом следует понимать аскетическое упражнение, и как существуют физические упражнения для телесного здравия, начиная с обычной легкой зарядки, доступной всем, и заканчивая серьезными сложными тренировками для подготовленных спортсменов, так и пост бывает малый, достаточно легкий, а есть Великий пост. Великий пост можно назвать духовным упражнением, помогающим всем православным христианам привести в порядок душу.

Важно понимать, что пост — это не просто телесное воздержание. Само слово «пост» в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего, и пришло), имеет двоякое значение. Пост — это не только особое время воздержания, предписанное церковью, но и то место, где стоит военный караул. То есть, можно считать духовный пост боевым постом, неким дозором, охраняющим крепость. Крепость — это наше тело, а обитатель этой крепости — наша душа. Такая омонимичность слова «пост» не случайна. По своей сути пост — это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению.

При этом также следует понимать, что пост только тогда будет истинным духовным упражнением, когда он сопровождается молитвой и милостыней. Ведь просто не употреблять определенные виды пищи — это не есть пост. Существуют различные практики голодания, да, для телесного здоровья они будут полезны, но духовным постом они являться не будут.

Также история знает и периоды вынужденного голодания, голодное время, когда люди не едят пищу просто потому, что последняя отсутствует — и это тоже не будет являться постом. Постом неядение становится только тогда, когда это духовное упражнение сопровождается, в первую очередь, молитвой и милостыней. Да, добрые дела верующий человек должен совершать в любое время, но в период поста христианину нужно особенно помнить об этом. Молиться христианин может в церкви и дома. Однако в период Великого поста в церкви совершается гораздо больше богослужений, нежели в иное время, и они носят другой характер, иные мотивы, иной в этот период времени и цвет облачений священнослужителей — они облачены в темные одежды, все вместе это располагает людей к посту, помогает им пройти Великий пост.

«Дверью», помогающей православным христианам войти в Великий пост, является Прощеное воскресение, которое мы отметили совсем недавно, 14 марта. В пост моя душа примиряется с Богом, однако, чтобы примириться с Богом, сначала я должен примириться с людьми. Слова молитвы «Отче наш» знают все: «…и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В преддверии поста мы должны помириться с людьми: войти в пост в раздражении, в злобе, в распрях — все это будет пустое. Если соблюдать Великий пост с таким настроением, то это ничего не даст в духовном плане. В прошедшую седмицу, которую россияне называют Масленичной, главное ведь не блины, а возможность повстречаться со всеми знакомыми и близкими людьми и примириться с ними, попросить прощения. В Прощеное воскресение все у всех испрашивают прощение, в церквях идет особое богослужение, чтобы все мы могли с чистой душой, без обид и раздражения, войти в пост.

Первая седмица Великого поста, которую мы сейчас проходим, — самая строгая. Некоторые православные в первые пять дней этой недели вообще ничего не вкушают, кто-то вкушает лишь самую простую еду: хлеб, воду, какие-то овощи. В эту неделю в церквях служатся особые богослужения, содержащие много поясных, земных поклонов — как знак того, что мы, люди, склоняемся перед Богом.

Великий пост длится семь недель, каждая из которых имеет свою тематику. В рамках нашей одной небольшой публикации мы не имеем возможности рассказать о каждой из них. Между тем, у каждой недели, или по-церковному — воскресения, есть свое название и назидательный смысл. 1-я неделя — Торжество православия. Верующие вспоминают восстановление почитания икон в Византии в IX веке и победу православных догматов. 2-я неделя — Святителя Григория Паламы. Этот святой развил учение о познании Бога и достижении человеком духовного совершенства. 3-я неделя — Крестопоклонная. Она посвящена крестной жертве Спасителя ради всех людей. Вечером накануне воскресной литургии в храмах на поклонение выставляют Крест Христов. 4-я неделя — Преподобного Иоанна Лествичника. Верующие вспоминают его главное творение — «Лествицу». Это пошаговое руководство для христианина, как достичь Царствия Божьего.

5-я неделя — Преподобной Марии Египетской. Она жила в V веке и прославилась тем, что полностью изменила свою жизнь. Будучи блудницей, она встала на путь покаяния и удалилась в пустыню. 6-я неделя — Вход Господень в Иерусалим, в нашей стране этот праздник известен как Вербное воскресенье. 7-я неделя — Страстная седмица, это особый для верующих период, он посвящен последним дням земной жизни Иисуса Христа.

Так, начиная с Прощеного воскресения, с каждой неделей Великого поста мы восходим к Пасхе. В Прощеное воскресение мы все обнимаемся и просим друг у друга прощения, в праздник Пасхи мы уже обнимаемся и радуемся воскрешению Иисуса Христа.

— Отец Геннадий, отказ от некоторых видов пищи без добрых дел и молитвы, как вы сказали, не является постом. Если же человек, в силу своей духовной слабости, не может соблюсти ограничения в пище на семь недель, но будет искренне помогать нуждающимся людям, посещать все церковные службы — может ли он в таком случае считать, что соблюдает Великий пост?

— Нет, в приведенном вами случае также нельзя говорить о соблюдении поста. Добрые дела и молитвы мы должны совершать не только в пост, но и в обычные дни. Один из отцов христианской церкви, преподобный Исаак Сирин, говорил, что в пост мы боремся не с плотью — ибо она творение Божье, а потому она прекрасна, мы боремся с похотью плоти. Похоть плоти — это чревоугодие, пьянство, сластолюбие, помимо этого, у людей бывает и безумное веселие, смехотворство, блуд — и если мы хотим от всего этого освободиться, то нужно и плоть нашу немного «приструнить», то есть придерживаться определенных ограничений, причем не только в пище. Следует ввести для себя ограничение на развлекательные мероприятия. Например, в царской России все развлекательные учреждения на период Великого поста просто закрывались. Сегодня верующие люди просто сами для себя «закрывают» развлекательные заведения, кто-то и вовсе отключает дома телевизор. Детей также следует приучать к необходимости определенных ограничений: если молочных продуктов их лишать нельзя, так как они требуются для роста организма, то следует ограничить наших детей в сладостях и развлечениях. Так, если вы спросите учащихся православных гимназий, как они соблюдают пост, то дети могут вам ответить, что они не едят конфет и не играют в компьютерные игры. То есть, суть поста — ввести самому себе ограничение на то, к чему у тебя существует пристрастие.

— Обязательно ли нужно получить благословение перед тем, как начинать поститься?

— В первый день Великого поста в церквях и храмах совершается особое моление — благословение постящимся. После такой молитвы христианам гораздо легче совершать пост. Особое благословение нужно брать не на сам пост, а на его послабление — по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те, кто не может поститься в полной мере, испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

Хотелось бы напомнить всем читателям «Абакана», что на 1-й седмице в понедельник, вторник, среду и четверг во всех храмах Абакана ведется вечерняя служба. Время специально определили такое (с 18 часов), чтобы все работающие горожане имели возможность успеть на богослужение. В храмах в эти дни Великого поста совершается особое богослужение — Покаянный канон. А в последнюю неделю поста, в Страстную седмицу, когда мы вспоминаем последние земные дни Иисуса Христа, в храмах происходят очень живописные священнодействия — на них нужно обязательно присутствовать всем верующим. Ведь по-настоящему пережить всю радость Пасхи может только человек, прошедший через пост. Поэтому призываю всех абаканцев обязательно посещать в храмах богослужения в период Великого поста.

Подготовила
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *