Оставить продуктовый магазин без товара — кажется, это уже наша новая национальная забава. Хотя, как известно, все новое — не что иное, как хорошо забытое старое. И магазины опустошать мы начали в теперь уже далекие от нас восьмидесятые, на исходе Советского Союза.

О том, как было раньше — не знаю. Не жил — не видел.

А вот как с началом кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом в стране из магазинов исчез сахар по 90 копеек за килограмм, уже хорошо помню.

До него, правда, с прилавков уже много чего исчезло, но именно сахар стал показателем того, что население что-то явно заподозрило и всего лишь стало запасаться впрок.

Официальная пресса (а другой тогда и не было) во всем обвиняла самогонщиков: мол, это они весь сахар скупили, чтобы, спекулируя на понятных слабостях наших граждан, наживаться нетрудовыми доходами. Знакомые формулировки, не правда ли?

И пока государство под лозунгом «Трезвость — норма жизни!» широкой, прямой дорогой вело людей труда и примкнувшую к ним интеллигенцию к светлым горизонтам ЗОЖа (хотя, наверное, и аббревиатуры-то тогда такой еще не существовало), жизнь наша стала хоть и более здоровой, но менее сладкой.

Понятно, что никакие самогонщики не могли закинуть в свои фляги с бражкой весь советский сахар, а впридачу еще и кубинский — его мы задорого покупали у братской страны, помогая ей строить коммунизм на своем Острове свободы. Но по талонам (сколько там в месяц в одни руки причиталось?) жили, кажется, вплоть до развала страны.

С тех пор наше бытие стало ярче, богаче, справнее, но сахар в покое мы не оставляем! Скупаем в случае чего, а как показывает практика — и без случая, мешками. Типа, если припрятаны где-нибудь в укромном месте эти заветные килограммовые пакетики с сахаром, а лучше все-таки именно мешочек, значит, и жить будем.

Но если в 80-х у нас случился именно системный кризис, да и СССР зависел от поставок импортного сахара, не обеспечивая себя своим в полном объеме, то сегодня ситуация совершенно иная. И своим сахаром Россия теперь кормит себя полностью.

Жаль, с нервами у нас, похоже, не все в порядке. Не верится все как-то простому люду, а особенно его представителям, пережившим разные экономические формации, что дальше — только лучше, а не наоборот. Видимо, есть тому причины.

Не знаю, как там с большой экономикой, крупными производствами и прочими макроэкономическими тонкостями, но именно сахарного дефицита у нас уже точно не случится. Научились!

Давайте вспомним совсем недавнюю нашу историю, когда весной 2020 года, с началом пандемии, многие в прямом смысле кинулись в продуктовые лавки, оставляя после себя реально пустые полки. Люди скупали все на своем пути: от макарон до гречки, не брезгуя и туалетной бумагой, ну и, конечно же, не проходя мимо сахара. Наверняка у кого-то еще и те запасы затаренного впрок не подъедены.

Но вот ведь парадокс — сахар, да и прочие макароны, в магазины очень быстро завезли вновь. И как-то обидно даже стало: ты тут в очереди за ним бился, себя не жалеючи, а он теперь лежит себе никому особо не нужный на полке.

Примерно о том же, но уже со своими особенностями, прошлогодняя эпопея, когда в конце зимы случилась очередная некрасивая история с сахаром. Тогда в какой-то момент он вдруг несколько вырос в цене. Народ побежал его скупать. А государство принялось регулировать цены, отчего сахара в магазинах не прибавилось, зато покупательская паника стала только больше.

Чем все это закончилось? Через некоторое время сладкий товар вновь появился в продаже в превышающем даже ажиотажный спрос количестве, а рост цены на него в целом по итогам года был даже ниже официальной инфляции.

И, знаете, прошлогоднюю сахарную лихорадку с точки зрения логики здравого человека трудно объяснить. Людей тогда вроде как испугало повышение на него цены до 50 рублей. Но это не аргумент. Потому как, например, осенью 2016 года сахар в Абакане стоил не меньше, а даже и больше. В сентябре того года ценник на него в магазинах был и в 58 рублей. А в феврале 2018-го, когда в магазинах цены были очень отличными от нынешних, он подорожал до 60 рублей за килограмм. Но никто сахар десятками килограммов панически тогда почему-то не скупал.

И, кстати, особых возмущений по поводу такой стоимости этой «сладкой смерти» я что-то не припомню. И государство тогда тоже не предлагало регулировать цены на него.

А вот в прошлом году некоторые наши законодатели уже на полном серьезе предлагали ввести в Уголовный кодекс наказание за фейки (ложную информацию) о росте цен на продукты, предусмотрев оным для физлиц тюремный срок до трех лет или 500 тысяч рублей штрафа, а для юрлиц — 800 тысяч рублей!

С такой инициативой, называя ее «вопросом национальной безопасности», выступил тогда депутат Государственной думы Анатолий Выборный.

И вот как он тогда прокомментировал свое предложение: «Речь идет об уголовной ответственности за искусственное создание панического спроса на базовые группы продуктов (мясо, рыба, яйца, сахар, масло и т. д.) и распространение умышленных ценовых фейков, провоцирующих резкий скачок цен на эти товары. Наживаться на кризисе — цинично. А зарабатывать на умышленном распространении заведомо ложных и недостоверных сведений — не только цинично, но и преступно. И это должно караться по закону».

Стоит ли говорить, что подобные заявления могут лишь подливать масла в огонь ажиотажного спроса на то же масло, но уже растительное и прочие ему сопутствующие товары?

Тогда инициатива эта, к счастью, не прошла. Не поручусь, что сейчас ее тоже бы отклонили. Однако практика показала, что работают не запреты, а здравый смысл. Да, сегодня скупили весь сахар, к вечеру полки в магазинах, где он лежал — пусты. Но уже на следующий день он там есть вновь. И совсем не факт, что дороже! В разных магазинах разные цены.

Сегодня, в 2022 году, его так же можно купить практически по цене 2016 или 2018 года. Понятно, что она постепенно будет расти. Но дорожает, к сожалению, все. Почему мы выбираем исключительно сахар? В отличие от роста цен на все остальное, он в своей практически стабилен.

Вот вам, к примеру, что почем было осенью 2016 года в магазинах Абакана:

  • мука — 25 рублей;
  • картофель — 25 рублей;
  • капуста — 10 рублей;
  • яблоки — 100 рублей;
  • мясо (говядина) — 280 рублей;
  • рыба — 200 рублей;
  • молоко — 45 рублей за литр;
  • яйца — 40 рублей за десяток;
  • масло растительное — 75 рублей за литр.

Теперь давайте перенесемся в февраль 2018 года, когда сахар вдруг стал расти в цене, пробив отметку в 60 рублей, но его почему-то никто не скупал:

  • мука — 25 рублей;
  • картофель — 20 рублей;
  • капуста — 20 рублей;
  • яблоки — 80 рублей;
  • мясо (говядина) — 300 рублей;
  • молоко — 60 рублей за литр;
  • яйца — 60 рублей за десяток;
  • масло растительное — 79 рублей за литр.

Сравните эти цены с нынешними и ответьте сами себе: сахар — это действительно именно то, что нужно вам здесь и сейчас?

Накануне наткнулся на забавную дискуссию в одной социальной сети. Там товарищ решил спросить у народа, зачем, собственно, он — народ — скупает сахар?

«Одного не пойму: почему все кинулись скупать сахар? Я, может, чего не знаю? Не, я понимаю, скупать муку, макароны, гречку. Но сахар! У меня пакет 1 кг лет десять стоял в кухонном шкафу, только в этом году достал иногда пол чайной ложки в кофе кинуть. Чего вы с ним делаете, самогон гоните?» — поинтересовался человек под ником Роберт.

И вот какие ответы получил.

Ангел: «Я тоже удивляюсь. Ведь логичнее закупить муку. Если уж придет голод и ничего не будет, то муку с водой смешать и испечь лепешку можно, а с сахаром что? Ложками его есть? Или сделать карамель?»

Сергеевна: «Те, кто делает из него варенье (в малых городах), понимают, что сейчас он по 55, летом будет по 150. Не сделать варенье = остаться без заготовок зимой, когда сахар будет по 300, заменить нечем будет, не по карману. Паникеров в расчет не беру».

Константин: «Представьте, есть люди, и их очень много, даже большинство, которые пьют чай с сахаром — 3 и даже 4 ложки на стакан. И так несколько раз за день».

Андрей: «Варенья, компоты скоро пойдут… Но столичным не понять, что две трети россиян только, собственно, с огорода и кормятся…»

DNK: «Ну, моя подружайка не с огорода кормится. Она покупает ягоды-фрукты и варит эти компоты по 100 банок. Зачем, спрашиваю я ее? “Ты не понимаешь, — отвечает, — бабушка закрывала, мамка закрывала, и я должна”. У них в роду все диабетики, какой сахар?! Но нет, надо!»

В общем, там это обсуждение на несколько страниц: забавного, злого, маразматического, доказательно-показательного достаточно. Но ответа на сам вопрос, собственно, никакого и нет.

Да и вряд ли кто его сейчас найдет.

Это точно что-то наше, посконное, из-за однажды пережитого и до сих пор, увы, не отпущенного.

И, кстати, если у вас сейчас действительно есть деньги и вы не успели их еще потратить, вот вам довольно здравый совет от Натальи Зубаревич, профессора МГУ, эксперта по экономике регионов: «Россия сама себя снабжает сахаром. Не покупайте гречку, не покупайте сахар. Не покупайте то, что производится в России. Инфляция будет. Есть хочется всегда. Ну оттянете вы это подорожание на три месяца, зато сейчас совсем без денег останетесь. Покупайте жизненно важные для вас импортные лекарства, если их еще не смели из аптек. Как минимум на полгода. Это минимум. Второе. Если вам нужно обязательно поменять компьютер, гаджеты — хорошо бы запастись. Шмотье покупать бессмысленно. Оно импортное чаще всего у нас. Ну будете меньше тряпочек покупать и реже обувь менять. Переживете. И еще раз: не покупайте гречку, не покупайте сахар. Не покупайте то, что производится в России, оно никуда не денется! Не читайте дурацкие тексты, где говорится, что Россия через три недели останется без банковской системы. Не останется».

Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников

Один комментарий к “Великая сахарная лихорадка. Зачем люди скупают сладкий товар?”
  1. Почему ажиотажный спрос именно на сахар? Потому что его стоимость при скачках цен растет быстрее всего. Яйца тоже быстро дорожают, но ими не запасешься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *