На протяжении четырех веков в Ватикане длился процесс, который сегодня получил название «Великая кастрация». Папы римские Павел IV, Иннокентий X, Климент XIII и Пий IX изволили бороться с непристойностью в образе половых органов скульптур времен Античности и Эпохи Возрождения. Порой даже собственноручно — хотя, возможно, это и легенда — понтифики откалывали выдающиеся части статуй, а затем по их распоряжению вызывающие смятение зоны прикрывали спешно вылепленными фиговыми листками. Во всем цивилизованном мире «Великая кастрация» считается варварством. Но вот сегодня, в XXI веке, Государственный Эрмитаж получает официальную жалобу о негативном влиянии обнаженных скульптур на несовершеннолетних посетителей. Об этом сообщил директор музея Михаил Пиотровский. Как не вспомнить модную нынче присказку: мем смешной — ситуация страшная…
«На столе стоит статУя…»
Итак, старый добрый, хоть и провокационный, детский стишок вновь актуален. Эрмитаж просят прибрать обнаженные статуи. Дескать, плохо они влияют на несовершеннолетних. Мне вот интересно — в каком смысле плохо? Вызывают эротическое томление у подростков? Так оно — в смысле томление — в этом возрасте явление перманентное, переходящее в активную фазу не то что от вида обнаженных представителей противоположного пола, а от любого намека на непристойность, от любой мысли. Мне вот в тринадцать лет не давала покоя «Даная» Рембрандта — признаюсь как на духу. А когда мы с приятелем шли работать над школьным докладом в читальный зал библиотеки, в первую очередь искали в выданных энциклопедиях и словарях связанную с половой жизнью терминологию. Краснели, хихикали, но искали. Все это закончилось после появления в школе уроков полового воспитания. На наши вопросы честно ответили, и мы успокоились.
Сегодня у детей под рукой гаджеты — пропуск в информационную паутину, где любую непристойность не только опишут, но и покажут — хоть картинки, хоть видеозапись. Но бороться неизвестный мне деятель вдруг решил с шедеврами культуры. Причем, как выясняется в случае с Эрмитажем — это далеко не первая подобная ситуация. Я в принципе догадываюсь, с чем связано столь пристальное внимание к учреждению. В Интернете искать виноватых бессмысленно. А здесь, в реальности, вот он — целый музей, с руководства которого можно и спросить.
Другое дело — зачем? Есть несколько вариантов, на мой взгляд. Автор идеи — либо престарелая дама, так и не познавшая всю чувственность плотской любви; либо мужчина, у которого по тем или иным причинам проблемы с противоположным полом; либо очередная ЯЖМАТЬ, считающая, что вид половых органов извратит ее чистое и непорочное дитя… В общем, как ни крути, подобные жалобы, на мой взгляд и исходя из личного опыта, спровоцированы исключительно комплексами жалобщика.
А вообще, если руководствоваться подобной логикой, то, например, в нашем Абакане можно смело закрывать Художественную школу имени Каратанова. А что? По количеству статуй (а это во всем мире — учебные пособия для будущих художников) на квадратный метр — это прямо рассадник непристойностей получается. А национальный архитектурный комплекс на проспекте Ленина? Там ведь в центре самый настоящий фаллический символ! Закрыть! Убрать с глаз долой!
Чушь это все.
Мух надо все же отделять от котлет.
Хаос против хаоса?
На этом, пожалуй, можно было бы закончить, если бы речь шла об отдельно взятом эпизоде. Но вот какое дело. Он ведь не единственный. Вообще возникает ощущение, что в противовес западному падению нравов Россия стремится стать страной исключительного целомудрия. Эдаким пуританским раем XXI века.
Мы запрещаем аниме, мы запрещаем обнаженные скульптуры в музеях, мы называем источником насилия компьютерные игры, нам не нравится, что мороженое называют «Радугой», а императора Николая кинематографически уличают в связи с Матильдой Ксешинской…
Недавно началась травля писателя Дмитрия Глуховского. В его сценарии к одному из сериалов отрицательным персонажем стала девушка-чеченка. И вот целый народ угрожает расправой автору. Мол, наши — не такие. Надо ли говорить, что понятие художественного вымысла в этой ситуации никого не волнует.
И таких эпизодов тысячи… Недавняя «битва» Александра Невского и Феликса Дзержинского за место на Лубянке — из той же оперы, как и калмыко-хакасское выяснение отношений по поводу фактов Великой Отечественной войны. Хотя тут еще и политика вмешалась. Но в целом все хотят быть белыми и пушистыми.
Так в чем здесь отличие от накатившей на Запад волны порока в виде активизации ЛГБТ, БЛМ и прочих аббревиатур? Исключительно в полярности, но вовсе не в характере. По своему характеру навязывание домостроевских (назовем их так для удобства) ценностей — это все то же мракобесие. Благо оно пока еще не перешло в активную фазу. Спасибо за это всем рассудительным россиянам.
А ведь лучший ответ на мракобесие — баланс. Хаосу должен противостоять порядок, а не такой же хаос, только другого цвета. Важны не жизни людей другой расы, а жизнь каждого. Половое равноправие — это не синоним реваншизма. Запрет пропаганды ЛГБТ — это не запрет самих отношений. И так далее. И уж точно невинность наших детей не спасет чистка фондов Эрмитажа от обнаженки. Напротив, она лишит нас пласта истории и культуры, как уже лишила американо-европейскую цивилизацию борьба с наследием рабовладельчества.
Но как обрести этот Порядок? Где найти центр, основание, вокруг которого начнет расти сфера отторжения хаоса? Это невероятно сложный вопрос, пока не имеющий ответа. Но знаю одно: я не хочу, чтобы по улицам Абакана ходила Комиссия чистоты и нравственности. Я хочу, чтобы мой сын, занимаясь в художке, мог рисовать обнаженных героев Античности, а однажды воочию смог увидеть эти прекрасные скульптуры в Эрмитаже или Флоренции.
И со своей нравственностью он точно разберется сам.
Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников