В октябре 1943 года в одном из боев на Украине погиб мой старший брат — Александр. Он родился в год начала Первой мировой войны, в 1914-м. В моей памяти навсегда остался образ старшего брата: рослый, широкоплечий парень с копной густых русых волос. Лицом и статью брат Саня был похож на маму, а характером пошел в отца, родового казака. Добавлю, что Саша заметно выделялся среди своих сверстников какой-то врожденной интеллигентностью: был вежлив, следил за своей внешностью и неплохо учился.
Правда, ему удалось окончить лишь четыре класса: в Большом Моноке, где мы проживали, в довоенное время была лишь начальная школа. Школа крестьянской молодежи, в которой можно было продолжить образование, находилась в райцентре, в селе Бея, до которой было почти полста верст. К тому же учение в отрыве от семьи было сопряжено с большими материальными трудностями. Вскоре вся наша семья была выслана из села и отправлена в ссылку в один из леспромхозов на севере Томской области. Там мы вместе с родителями находились свыше трех лет, до весны 1934 года.
…После побега из ссылки, два моих брата, Михаил и Василий, ушли на заработки на золотой прииск Малый Анзас, что был расположен в Таштыпском районе. Александр же целыми днями пропадал на работе в ОРСе Арбатского ЛПХ. В предвоенные годы такого понятия, как восьмичасовой рабочий день, не существовало. Хозяева, у которых мы квартировали, также работали в колхозе от темна до темна. Однако мой старший брат всегда находил время, чтобы поговорить со мной, поинтересоваться, как у меня идут дела, помочь с учебой. Позднее Александр перебрался в Абакан, а уже оттуда по вербовке уехал на Север, где работал в системе снабжения рабочих поселков Северо-Енисейского района Красноярского края.
22 июня 1941 года началась война. В январе 1942 года мой старший брат отказался от брони и ушел на фронт. Он писал мне, что окончил курсы командиров взводов и командует пулеметным взводом где-то в районе Сталинграда. Наша часть была в том же районе, но я и не подозревал, что мы находимся на одном направлении фронта. Причина здесь была одна — письма приходили не часто и не быстро. Поэтому мне казалось, что часть, в которой воюет старший брат, находится где-то значительно севернее нашей дивизии. Так мы и двигались от Сталинграда на запад, находясь в соседних армиях, совсем не подозревая об этом. Военная цензура была очень строга: писать о потерях, расположении части и многом другом было строжайше запрещено.
Затем письма от Саши и вовсе перестали приходить. Я успокаивал себя тем, что, возможно, он переведен в другое место службы или ранен и находится на излечении в госпитале. На душе у меня скребли кошки, но я старался гнать от себя эти черные мысли. Так прошло полгода, а писем от него всё не было…
В августе 1944 года наша часть с берегов Днестра, из района города Дубоссары, была переброшена на Сандомирский плацдарм, который находился на западном берегу Вислы, в Польше. Наша дивизия была передана в состав 1-го Украинского фронта. Там я и узнал, что в составе нашей 5-й гвардейской армии воевала и 97-я гвардейская дважды орденоносная Полтавская стрелковая дивизия, в которой и служил мой брат. В момент своего создания она носила другое наименование — 343-я стрелковая дивизия. Формировалась же она в Северо-Кавказском военном округе в августе 1941 года и была усилена призванными из запаса призывниками из Красноярского края, среди которых оказался и Александр.
В дальнейшем эта стрелковая дивизия с непрерывными боями отошла в излучину Дона, а позже — в район Сталинграда. За боевые действия в районе Сталинградского тракторного завода (СТЗ) и массовый героизм ее бойцов и командиров при обороне Сталинграда приказом Верховного главнокомандующего от 4 мая 1943 года этой дивизии было присвоено почетное наименование гвардейской. Уже в гвардейском статусе 97-я стрелковая дивизия принимала участие в Курской битве — в районе села Кочетовка на прохоровском направлении. Далее повела наступление на Харьков, а затем преследовала отступающего противника в направлении г. Полтавы.
В боях за Полтаву, южнее всемирно известного села Диканька, 97-я дивизия форсировала реку Ворсклу, в окрестностях деревни Михайловка перерезала стратегическую для немцев автодорогу Полтава — Диканька — Опошня. Своими действиями дивизия обеспечила прикрытие правого фланга наступающего на Полтаву 32-го гвардейского стрелкового корпуса 5-й гвардейской армии. За отличия в боях по освобождению Полтавы 97-я стрелковая дивизия приказом Верховного Главнокомандования № 22 от 23 сентября 1943 года получила почетное наименование «Полтавская».
…Однажды в начале октября 1944 года я, возвращаясь с офицерских занятий из штаба дивизии на передовую, случайно увидел на лесной дороге указатель с номером полевой почты, что был на конвертах Александра. Я решил обязательно отыскать эту воинскую часть. Дня через два, когда появилась такая возможность, отпросился у своего комбата, сел на коня и поскакал в то место, где видел указатель с номером полевой почты Саши. Не без труда я отыскал штаб 292-го гвардейского стрелкового полка. Меня встретил начальник штаба полка майор Жуков. Он и сообщил печальную весть о гибели в бою брата. Это случилось ровно год назад, 5 октября 1943-го. Гвардии майор Жуков рассказал мне много хорошего о Саше — и как о командире, и как о человеке. О том, что он пользовался большим уважением солдат-бронебойщиков. За мужество и умелое отражение вражеских атак мой старший брат был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Поведал начштаба и подробности гибели брата. Вот как это произошло. Рота противотанковых ружей, которой он командовал, в числе первых в дивизии форсировала широкую водную преграду — реку Днепр. Переправившись через один из рукавов реки, рота заняла остров под названием Каска и готовилась к форсированию еще одной из проток Днепра. Немцы, пытаясь сорвать наступление наших солдат, стали забрасывать территорию островка, на котором находился личный состав роты бронебойщиков, тяжелыми минами. Одна из немецких мин разорвалась рядом с окопом, в котором находился брат и его бойцы. Осколки сразили их насмерть. Похоронили погибших солдат и офицеров в отбитом у фашистов городе Кременчуге — на воинском кладбище, в братской могиле № 2. В память о погибшем брате его имя носит мой старший сын.
Воспоминания участника войны Ивана Байкалова
записал Сергей БАЙКАЛОВ
Абакан — Большой Монок
Как это было
После завершения Курской битвы вооруженные силы Германии потеряли всякую надежду на решительную победу над Советским Союзом. Потери были значительными, и, что хуже, армия в целом была гораздо менее опытная, чем раньше, так как множество ее лучших бойцов пало в предыдущих сражениях. Как следствие, несмотря на значительные силы, вермахт мог реально надеяться только на тактический успех в продолжительной обороне своих позиций от советских войск. Наступления немцев время от времени приносили значительные результаты, но перевести их в стратегический перевес немцы не смогли.
К середине августа Гитлер понял, что советское наступление остановить не удастся, по крайней мере до тех пор, пока в рядах союзников не будет достигнуто согласие. Поэтому его решением было выиграть время за счет строительства многочисленных укреплений для сдерживания Красной армии. Он требовал, чтобы солдаты вермахта защищали позиции на Днепре любой ценой.
В битве за Днепр с обеих сторон приняло участие до 4 млн человек, а ее фронт растянулся на 750 километров. В результате четырехмесячной операции Левобережная Украина была почти полностью освобождена Красной армией от фашистских захватчиков. В ходе операции значительные силы Красной армии форсировали реку, создали несколько стратегических плацдармов на правом берегу реки, а также освободили город Киев. Битва за Днепр стала одним из крупнейших сражений в мировой истории.
Освобождение Киева, столицы УССР, имело большое политическое и моральное значение. Несмотря на то что большая часть территории Правобережной Украины пока еще находилась под контролем вермахта, стало очевидным, что полное освобождение Украины и выход Красной армии к границам Румынии, Венгрии, Словакии и Польши — это лишь вопрос времени. Были освобождены важнейшие промышленные районы Донбасса и металлургические центры южной Украины, обширные территории с населением в десятки миллионов человек. Несмотря на большие разрушения, немедленно началось восстановление промышленных предприятий Союза, и через несколько месяцев в освобожденных областях начался быстрый рост выпуска военной продукции.
Кроме того, битва за Днепр отчетливо продемонстрировала силу и мощь партизанского движения. «Рельсовая война», которая велась советскими партизанами с сентября по октябрь 1943 года, значительно осложнила снабжение немецких войск, вынудила противника отвлекать с фронта значительные силы для охраны и обеспечения своих тыловых коммуникаций.