Авторами законопроекта о передаче муниципальных образовательных учреждений в ведение администраций субъектов федерации выступили более сотни депутатов, в том числе председатель Госдумы Вячеслав Володин, его заместители Ирина Яровая и Петр Толстой (все — «Единая Россия»).

Опрошенные РБК эксперты уверены, что он не решает главной проблемы российского образования — дефицита средств на местном уровне.

Научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский согласен, что в настоящее время система образования разбалансирована, что приводит к ухудшению качества образования. Это связано с тем, что в цепочке четыре звена принятия решений: федеральный центр, выделяющий средства, региональная администрация, распределяющая их, муниципалитет как учредитель и школа.

Сейчас, строго говоря, продолжает эксперт, все федеральные инициативы носят рекомендательный характер и законопроект призван устранить это и выстроить единую систему государственного управления образовательными учреждениями.

Реализация законодательной инициативы позволит повысить расходы на одного ученика за счет снижения издержек, продолжает Адамский, как это случилось в Москве, где после ликвидации муниципального звена управления расходы на одного ученика выросли на 7% при том же объеме финансовых вливаний.

По мнению директора центра общего и дополнительного образования Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, вторая задача законопроекта  — прозрачное распределение региональной субвенции для получения школами средств в соответствии с подушевым нормативом без перераспределения, которое часто допускают на местах, иногда в пользу «хороших» школ, а иногда, наоборот, в пользу «нуждающихся» с малой численностью учащихся.

Средства на оплату труда и учебные расходы идут из бюджета региона, и усиление контроля здесь важно, но корень проблемы в том, что действующая модель подушевого финансирования (исходя из численности учеников) не является справедливой, поскольку не учитывает в полной мере реальные потребности школ, например, обучение детей из неблагополучных семей, детей с трудностями в обучении, продолжает эксперт.

Однако, стремясь обеспечить прозрачность, законодатели обходят главную проблему — общий дефицит финансирования школ в регионах, так что разрывы в размерах норматива и уровне оплаты учителей сохранятся, прогнозирует он. Законопроект не предполагает дополнительных затрат из бюджета, следует из его экономического обоснования.

Подготовила Любовь Жиц

https://www.rbc.ru/newspaper/2022/11/23/637c480b9a79475677952686

 

ссылка на РБК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *