Наверное, это кредо каждого учителя — учить, любить и отдавать. Быть мастером в педагогике нелегко. И у каждого свой тернистый путь к этой вершине.
Сегодня мы расскажем три истории успешных педагогов. Их объединяет то, что творческий путь они начали с Абаканской детской художественной школы имени Д.И. Каратанова, ну и конечно, они схожи любовью к детям.
Сейчас в выставочном зале «Чылтыс» выставлены 110 работ, созданных 50 художниками-педагогами из Абакана, Аскиза, Майны, Черемушек, Саяногорска и Минусинска. Этому творческому проекту уже 20 лет. Несмотря на то что основное предназначение этих людей — учить, они еще и сами развиваются как мастера. Ведь недаром говорят: чтобы стать лучшим в любом деле, необходимо уделить ему десять тысяч часов.
А еще в мире существует уникальная формула: «Мы не вырастаем. Мы живем в гигантском детском саду». Потому как регулярно мысленно возвращаемся к себе маленькому, к своему детскому мировосприятию. Для нас важно, что мы чувствовали тогда, о чем думали и мечтали. Все мои собеседники вспоминали себя детьми. Наверное, невозможно учить детей, не помня себя в их возрасте.
Ирина ПОДСЫПАНИКОВА — молодой педагог художественной школы г. Абакана. Ее картина «Ожидание» также представлена на выставке педагогов. Первое серьезное образование Ирина получала в художественной школе имени Каратанова. Освоила основы рисунка, живописи, композиции. Там же у нее появились друзья на всю жизнь. Ей было радостно возвращаться в эту атмосферу творчества и созидания. И так случилось, что, окончив КГХИ (ныне СГИ имени Дмитрия Хворостовского) по направлению художник-живописец, девушка вернулась в родную школу уже в новом статусе — педагога.
— Сколько себя помню, всегда рисовала. Вы знаете, родители в детстве подкладывали мне стопку листочков, проходило 20 минут — белых листов нет, есть картины, — вспоминает Ирина. — Я обожала учиться в нашей художественной школе: здесь и стены, и педагоги — все такое родное. Будто дом! Да так оно и было. Настоящий дом и отдушина. Занимаешься любимым делом среди тех, кого любишь. После — институт, где было много интересного опыта. Мы ездили в Енисейск, Томск, в Петербург за копийной практикой. Мы копировали в Эрмитаже работы великих мастеров. Мы учились друг у друга. В нашей группе всегда было на кого смотреть, за кем тянуться. И сейчас я попала в сильный дружный коллектив, где всегда поддержат, помогут советом. Стараюсь разглядеть красоту во всем, передать, показать, как я вижу этот мир. Как писал поэт Эдуард Асадов: «Красоту увидеть в некрасивом, разглядеть в ручьях разливы рек: кто умеет в буднях быть счастливым, тот и впрямь счастливый человек…» И это правда. Изучая, наблюдая, начинаешь постепенно отвечать себе на вечные вопросы. Так и пришла к преподаванию. Сначала сомневалась, боялась, но нашла себя там, где вообще не ожидала: мне нравится работать с детьми. Наверное, из-за того, что у нас не такая большая разница в возрасте, быстро получилось найти с ними общий язык. Они отзывчивые, интересные, каждый со своими мыслями приходит. И мне нравится в них видеть отклик. Сейчас наша тема «Композиция. Город». Важно передать настроение и свое восприятие через определенные формы. Они используют интересные сочетания, оттенки, порой я даже что-то на заметку беру, для своих картин! Происходит взаимное обогащение. Учишь их, а они учат тебя… Мне хочется пожелать начинающим художникам сил, терпения, стараться, больше работать, находить время, не сдаваться ни в коем случае. Талант — это прекрасно, но когда человек еще и умеет работать, из этого определенно что-то получится.
Светлана ШПЕДТ окончила художественно-графический факультет сначала в педагогическом училище г. Белово Кемеровской области, затем в Новосибирском педагогическом университете. На выставке представлено шесть ее работ: «Биджа», «Весеннее кружево», «Покой», «Село Таскино», «Таштыпские луга» и «Салбыкский курган».
— Мне интересно работать с портретами, натюрмортами, но больше нравятся пейзажи, — признается Светлана. — Это сложная задача, которую хочется решить, так как меняются сами объекты, мотивы и освещение. Необходимо запомнить, что изначально хотела сюда положить. Поэтому здорово, что у нас — абаканских художников, есть возможность практиковаться. Каждую субботу мы садимся в автобус, договариваемся, куда едем, — и в путь! Приезжая на одно и то же место, видишь его каждый раз новым. Если состояние неба другое, то все остальное тоже кажется иным. Получаю огромное удовольствие не столько от результата, сколько от самого процесса. Мне нравится видеть изменения в природе, чувствовать прикосновение карандаша к холсту, ощущать, сколько краски на кисточке…
Часто дети не знают, чем будут заниматься в жизни, а я с детского сада знала, что буду художницей, — продолжает педагог. — Если человек чем-то горит, он развивается самостоятельно, ищет варианты, и все играет ему на руку, Вселенная сама выкладывает нужный путь. Сейчас, в наше время спешки, когда и дети и взрослые в телефонах, не видят ничего вокруг, утрачиваются духовность и доброта. А нужно с детства это развивать. Водить ребенка в выставочный зал, в театр, читать с ним книги, изучать историю… Впоследствии такой ребенок становится думающим взрослым, который без культуры уже не может.
Чувствую ответственность миссии — ведь взращиваешь будущих художников. Возможно, я не буду известным живописцем, но может быть, им станет кто-то из моих воспитанников. Считаю, что мы, живя на этой земле, должны оставлять что-то потомкам. Если ты созидаешь, отдаешь, то мир будет множить твое добро. Ведь любить — это прежде всего отдавать… Любопытно, что, отдавая, ты становишься богаче, наполненнее.
Екатерина КИСЕЛЁВА окончила Красноярский художественный институт. На выставке представлен ее этюд «Поселок Быстрая».
— Мне очень повезло: учил меня Федор Ефимович Пронских — основатель и директор нашей художественной школы, — рассказывает Екатерина. — Мастера — Виктор Сергеевич Остриков, Виктор Григорьевич Владимиров, Валентина Сергеевна Малькова. Благодаря им, когда я пишу, чувствую вдохновение, которое каждый раз имеет какие-то новые оттенки. Иногда это очень тихое чувство, иногда мощный фонтан, выброс энергии. Когда выбираю место для этюда, то обращаю внимание на знаки свыше. Между мной и пейзажем должна установиться связь. Когда пишу, все дела и суетные мысли сразу же отбрасываются. Это совершенно другое пространство: ты как будто соединяешься с каким-то могуществом, большой стихией.
Знаете, что заметила? Чем больше шагов бескорыстия совершаешь, тем больше растет понимание того, что ты делаешь и зачем. Уровень мастерства повышается не только от количества написанных картин, здесь есть что-то большее.
Глядя на своих учеников, я понимаю, что мне доверены эти вот ушки, горящие глаза, открытые сердца, которые хотят что-то постичь. Их внутренняя мотивация рождает желание. Но когда писать картины хотят не ребенок, а его мама или папа, ученик сильно мучается, потому что это не его внутренний порыв, ему нужно что-то другое, а навязывают живопись. Мы же сами знаем, как это непросто, как трудно делать первые шаги. Поэтому всегда стараешься понять, подсказать, поддержать. А вообще творчество не только на холстах и бумаге. Оно более многогранно. Творчески можно проявить себя и в приготовлении ужина, и в путешествии, и в захватывающем общении, когда происходит обмен душевной информацией. Природа в таком случае сильно откликается на зов людей. Именно она вдохновляет на то, чтобы отношение ко всем людям было искреннее, отзывчивое, доброе, дружеское. Тогда и краски подбираются легко. Знаете, можно идти от профессиональных шагов, а можно от внутренних — духовных. Чувство композиции, оно в большей мере зависит от красоты внутреннего мира, от того, чем ты наполнен.
Вот такие три мастера-художника — разные, но такие рифмующиеся в своей любви к миру, искусству и детям. В их работах видны талант и профессионализм, большой труд и любовь к родной земле…
Картинная галерея Абакана в последние годы именует выставку конкурсом и просит посетителей проголосовать за понравившуюся работу. Победителя потом отмечают специальным призом. И что любопытно: в прошлом году первое место занял непрофессиональный художник, многим приглянулась его работа с аэропортом. Обошел мэтров. Да, все так: ведь зритель выбирает интуитивно, чувством. Он не смотрит на композицию, цветовую гамму, не раздумывает о том, сколько труда вложено в ту или иную картину…
Я, кстати, тоже выбрала, правда с трудом, поскольку понравилось несколько живописных полотен. Так что спешите в выставочный зал «Чылтыс» и вы — за культурным обогащением, душевной гармонией и счастьем, которое искусство дарит каждому, кто открывает ему свое сердце!
Екатерина ШАХАЕВА