Ну вот и пришло время подводить итоги спортивного года. Долго спорил сам с собой — стоит это делать или нет. Потому как и спорта-­то как такового не было. Разве что до всеобщего локдауна. То, что происходит со спортом после него, скорее, теплится, чем бурлит и переливается всеми красками мира. Удар сфера получила крайне серьезный. Но все же после сопоставления всех доводов «за» и «против» было решено — итогам, то есть итоговому материалу, быть. Давайте все же попробуем выделить три главных события года — по одному для Абакана, Хакасии и России.

Абакан

Как правило, подводя итоги года, любой спортивный журналист в буквальном смысле бьется головой об стенку. Вы представляете, какое количество соревнований, побед, скандалов и прочего происходит за год? И как сложно выбрать из всего этого многообразия одно единственное событие, достойное звания главного в году? Это, как любил приговаривать Владимир Ильич, архисложная задача. Вот и слышен ближе к концу декабря стук спортивно­-журналистских голов о стенки редакций. Бом-бом-­бом! Тук-­тук­-тук!

Но вот наступил декабрь 2020-­го и… И что? Абсолютная тишина. По крайней мере, у нас в редакции. А чего, спрашивается, биться своей головушкой, коли событий раз-­два и обчелся. Нет, я, конечно, утрирую, но, тем не менее, разного рода новостей в мире спорта было гораздо меньше, чем обычно. Взять, к примеру, Абакан. Скажу честно, у меня было всего три варианта. В их числе, например, очередной фейерверк побед Дмитрия Казыгашева — тренера городской школы единоборств, действующего спортсмена, мастера спорта международного класса по рукопашному бою. После локдауна, который сорвал весь тренировочный процесс, он сумел собраться и выиграл Чемпионат Европы в Минске. Опять­-таки, турнир переносился несколько раз, что тоже нарушило все планы спортсмена. Более того, из­-за такого календарного смещения практически сразу после европейского стартовал чемпионат России, где Казыгашеву вновь пришлось доказывать, что он первый номер в сборной страны. А как иначе, если в планах звание заслуженного мастера спорта. В общем, два титула за короткий промежуток времени вполне себе выглядят подвигом, достойным статуса «событие года».

А быть может, остановиться на открытых в этом году в Абакане объектах, которые значительно укрепили спортивную инфраструктуру города. ФОК «Тепсей», спортзал в Красном Абакане, теннисный центр — три объекта. Едва не успели ввести в эксплуатацию четвертый — футбольное поле в ПКиО, — но решили не спешить, не укладывать газон в уже слишком прохладную погоду. В любом случае, порадовали строители в этом году спортсменов, порадовали.

Но все же событием года предлагаю назвать не победы Казыгашева, не строительные успехи, а прошедшую для большинства абаканцев тихо и незаметно реформу системы спортивных школ города. С этого года они перестали быть учреждениями дополнительного образования и перешли на программы спортивной подготовки. В полной мере прочувствовать последствия реформы воспитанники и тренерский состав школ не смогли. Ведь, по сути, с начала марта тренировочного процесса-­то нет, или он осуществляется в некоем усеченном формате.

Однако уже в следующем году школы получат полагающиеся финансовые преференции из бюджетов более высокого уровня. Кроме того, есть на­дежда, что пандемия все же сойдет на нет. Вот тогда и будут окончательно определены все плюсы и минусы перехода. В любом случае, шаг сделан огромный, который потенциально способен значительно преобразить спорт Абакана. Но потенциал еще надо раскрыть. Тем не менее, на мой взгляд, это, безусловно, событие года в нашем городе.

Хакасия

С определением события года на уровне Хакасии все не то чтобы сложнее, но запутаннее. Тут и дзюдоисты во главе с братьями Лесковыми везут домой медали самых разных турниров. Есть призеры Чемпио­натов России по нескольким видам спорта. Более того, есть призеры, причем второй год подряд первенства страны в волейболе, а ведь подобных достижений у представителей игровых видов спорта республики не было ой как давно. В этом смысле Ирине Золотухиной можно петь бесконечные дифирамбы.

Так же как и баскетбольным наставникам Абакана и Черногорска, сумевшим довести своих подопечных до финальной стадии первенства страны. Мироненко, Визер, Бузуновы — вы молодцы!

А может, назвать событием года решение МОК о включении кикбоксинга в программу Европейских олимпийских игр? Ведь на фоне бесконечных успехов нашей школы кикбоксинга это практически гарантированные медали. А на горизонте уже и полноценная Олимпиада, и где­-то потирают руки, довольно улыбаясь, Александр Березкин и Михаил Сазонов.

Я могу продолжать долго, но это, как в детской песенке — «присказка, не сказка, сказка будет впереди». Ведь были в хакасском спорте в этом году и удивительные скандалы. Включение в сборную региона по легкой атлетике легионера Константина Плахотникова и реакция местной федерации на это. Или же непонятная история с пропавшим музеем спортивной славы Хакасии.

Но как по мне, событием года — вернее, ситуацией года — для республики можно считать практически четырехмесячное отсутствие в регионе министра спорта. Согласитесь, подобная история стоит особняком. Владимир Кретов, напомним, ушел в отставку еще в сентябре. С тех пор в Хакасии есть и. о. А министра нет. И это странно.

Нет, к ведомству и Виталию Мордакину, который сейчас им руководит, по большому счету, вопросов нет. Но ведь так не бывает — дом есть, а хозяина нет. Это элементарно порождает атмосферу неуверенности в завтрашнем дне. Ничего не поделаешь — таковы нынче особенности хакасской политики. Но это другая история.

Россия

Дзюба!!!

Нет!!!

Дзюба, и его видео, и последовавший раскол в обществе, конечно, должны быть в списке потенциального победителя нашей сегодняшней номинации. И они там есть. Но отдавать этой истории пальму первенства? Увольте. Это значит признать полное отсутствие спорта в стране. С куда большим правом событием года можно считать победу Данила Медведева в итоговом турнире ATP или череду поражений сборной Станислава Черчесова. Или же заявление Хабиба Нурмагомедова о завершении карьеры. Все это в той или иной степени важные явления в современном российском спорте.

Но, честно говоря, выделяя спортивное событие года в России, я особо и не думал, заранее определившись для себя. Итак, за неимением фанфар и барабанов, говорим «трам-­пам­-пам» и сдергиваем штору с постамента. А там — решение CAS по апелляции РУСАДА к решению ВАДА. Коротко: нас хотели дисквалифицировать на четыре года. Арбитраж решил — двух достаточно. На этом пока многолетний допинг-­скандал затих.

С одной стороны, решение кажется вполне себе адекватным, ведь могло быть и хуже. С другой стороны, два года — тоже долгий срок. Да и что мешает ВАДА начать новое разбирательство? Ничего. Как известно, была бы статья, а преступник найдется. Тем более, что сборная страны порой удивляет своими поступками. Вот уж воистину «слабоумие и отвага». Поживем — увидим.

На этом, пожалуй, и закончим подведение итогов, статью, год. Впереди новая страница истории спорта. Резюмируем ее в декабре 2021­-го. Непременно. Главное, чтобы в следующем году спортивная жизнь вновь заставила биться головой о стенку. Больно, да. Но лучше так, как в этом году.

Анзор САБАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *