Не стала задавать Тамаре Владимировне стандартный по случаю солидного юбилея вопрос — счастлива ли она в свои 70 лет? Вне всякого сомнения, она бы ответила по-житейски мудро — без лишнего пафоса. Просто после знакомства с ней необходимость в этой банальной детализации отпала сама собой. Это стало очевидным хотя бы исходя из того, как пройдут юбилейные торжества.
С бывшими школьными коллегами — членами клуба «Географиня» — Тамара Шевченко наметила поездку на турбазу, с коллегами по директорскому корпусу — членами «Клуба мудрых сердец» — договорилась встретиться на даче. А семейное торжество ей устроят дети и внуки. У сына Руслана и дочери Ирины пятеро ребят.
Семь десятков лет — солидный возраст. Иных ее сверстников накануне осени гнетут печальные думы об урожае огурцов на даче да размере пенсии. Жизнь Тамары Владимировны, конечно же, замедлила ход, но ощущение востребованности и уверенности в себе подсвечивает ее изнутри. Этот мощный жизненный стимул подметил еще Хемингуэй в своей известной формуле успеха: «Никогда не падаю духом. Праздник нужно всегда носить с собой».
Как полагает юбилярша, ей всегда везло на хороших людей и обстоятельства. В пединституте в Комсомольске-на-Амуре посчастливилось получить азы профессии учителя географии. О таком уровне подготовки сегодняшние студенты географических факультетов могут только мечтать.
Кроме полевых занятий, студентов пятого курса вуз отправлял в познавательную поездку по стране. На такие финансовые затраты и сегодня не всякий престижный московский вуз решится. А тогда сорок студентов с двумя преподавателями, по экономической и физической географии, отправились по специальному маршруту. Сначала на поезде до Перми, где они изучили знаменитую Кунгурскую ледяную пещеру, потом путешествовали на теплоходе по Каме и Волге — с заходом в Саратов, Ульяновск, Волгоград и Астрахань.
Путешествие продолжилось, и будущие учителя географии познакомились с достопримечательностями Баку, Ташкента и Самарканда.
Рассказывая на уроках географии ученикам о знаменитых бескрайних песках, молодая учительница делилась личными впечатлениями о пустыне Каракум.
Первыми оценили уникальные географические познания молодого педагога ученики средней школы Чадана. В этот тувинский город она получила распределение в 1973 году после окончания пединститута. Ее подругу родители не пустили в далекую Туву, а Тамара сразу же, помимо уроков, увлекла ребят туристическими поездками.
В Чадане она познакомилась со своим будущим мужем, он работал на угольном разрезе главным инженером. После переезда в Абакан она часто встречала своих учеников, они с благодарностью вспоминали школьные познавательные поездки, породившие у многих из них страсть к путешествиям. А однажды водитель городского автобуса в Абакане неожиданно публично признался Тамаре Владимировне, что ее рассказ про бермудский треугольник он запомнил на всю жизнь.
В Абакане педагогическая деятельность началась в школе № 12. Тамара Владимировна с теплотой вспоминает поддержку Галины Алексеенко, талантливого завуча. Именно опыт Галины Ананьевны потребовался Тамаре, когда директор школы № 18 Людмила Миндибекова назначила ее своим заместителем.
Со слов Тамары Владимировны, образовательное учреждение на окраине города при Людмиле Миндибековой совершило настоящий рывок вперед. И не только в сфере материально-технического обеспечения: в школе в оперативном режиме необходимо было менять системы отопления и электроснабжения.
Значимые перемены начались после того, как школа стала экспериментальной площадкой по изучению русской духовной культуры. Кстати, педагоги первыми предложили изучать истоки русской православной религии, но разрешение в те годы получить не удалось. Поэтому выбор пал на историю русской культуры, традиций и обычаев.
А настоящей гордостью образовательного учреждения стал прославленный школьный театр. В театральные будни были вовлечены все — от мала до велика, вспоминает принявшая школу после ухода Людмилы Миндибековой в Хакасский госуниверситет Тамара Шевченко.
Житейскому опыту режиссера театра, педагога допобразования Юрия Блохина можно было только позавидовать. В его постановках принимали участие не только отличники и хорошисты, но и самые отъявленные школьные хулиганы считали за честь сыграть роль в том или ином спектакле Юрия Ивановича. Ставили «Ревизора», «Бежин луг» и даже спектакль про Миклухо Маклая — любимого героя учителя географии.
Театральные постановки становились значимым событием для всего коллектива. Ребята оттачивали актерское мастерство, умелицы фольклорной лаборатории «Черпачок» под руководством учителя Зои Суховой шили костюмы для артистов. Сохранившиеся у Тамары Владимировны фотографии свидетельствуют: в «Черпачке» шили не дешевые одноразовые наряды, а соответствующие эпохе и обстоятельствам костюмы театральных артистов.
Кстати, когда в школе отмечали десятилетний юбилей фольклорной лаборатории «Черпачок», добрым словом Зою Альбертовну, хореографа по специальности, вспоминали многие выпускники. За солидные экскурсы в историю моды, знания о быте русского народа и просто за умение шить одежду.
При этом педагогический коллектив исправно выполнял главную свою задачу. В первый же год введения ЕГЭ, в 2005 году, выпускники школы № 18 достойно прошли государственную итоговую аттестацию. Ребята показали хорошие результаты по математике, географии, биологии, химии и физике, рассказывает Тамара Владимировна, листая школьный документ. Оценкой педагогическому коллективу, по мнению бывшего директора школы, можно считать пять золотых медалей.
После вынужденного, по семейным обстоятельствам, ухода на пенсию Тамару Владимировну еще долго приглашали в школу на праздники и юбилеи. Впрочем, она нисколько не печалилась по поводу затишья в деятельности, ей хватает общения с коллегами в клубе «Географиня» и Клубе мудрых сердец.
Сегодня из всех былых педагогических зачинов в образовательном учреждении действует только школьный пресс-центр «Россияда». Это школьное объединение в 2008 году получило грант РУСАЛа на реализацию проекта. К сожалению, прекратили деятельность школьный театр и фольклорная лаборатория. А это, считает Тамара Владимировна, не только утраты отдельно взятой школы.
В свои семьдесят лет Тамара Владимировна остается удивительно гармоничным и позитивным человеком. Именно благодаря таким людям балансирует в точке неустойчивого равновесия наш мир.
Друзья и коллеги знают: рядом человек большой души, который примет твои беды и радости с искренним человеческим участием.
Не чают в ней души и родные. Когда несколько лет назад маленькая внучка не смогла посещать детский сад, Тамара Владимировна без раздумий оставила должность директора школы. И нисколько не грустила по этому поводу. Потому что предпочитает жить здесь и сейчас.
Любовь ЖИЦ
Фото из личного архива Тамары Шевченко