В августе 170-летие со дня основания отмечают Железнодорожные войска России. Это уникальные войска, подобных нет в других странах, за исключением Республики Беларусь. Созданные почти два века назад военно-рабочие роты положили начало своей героической летописи в истории нашей страны. Абакан может гордиться: на территории столицы Хакасии располагается 5-я отдельная железнодорожная Познанская Краснознаменная бригада, о ярких страницах ее истории, а также об истории железнодорожных войск страны далее пойдет речь.

От Москвы до самых до окраин

История железнодорожных войск в России начинается 6 августа 1851 года, когда император Николай I на завершающем этапе строительства железной дороги Санкт-Петербург — Москва утвердил Положение о составе ее управления. Тогда были созданы первые специальные воинские формирования для охраны и эксплуатации железной дороги. Во все времена это были защитники и строители в одном лице. Во время Великой Отечественной войны солдаты обеспечивали охрану и строительство фронтовых магистралей. В послевоенное время военные железнодорожники внесли значительный вклад в дело строительства крупнейших транспортных артерий. Это дороги Ивдель — Обь, Абакан — Тайшет, Тюмень — Сургут и одна из крупнейших строек Советского Союза — Байкало-Амурская магистраль.

История 5-й отдельной железнодорожной Познанской Краснознаменной бригады началась в 1932 году, и она сразу включилась в трудную работу по строительству военного потенциала страны. Новосибирск, Свердловск, Челябинск, Слюдянка, Мысовая, Дальний Восток — здесь возводились станции и железнодорожные узлы. Дорога уходила далеко вглубь страны, таким образом развивались транспортные магистрали на Урале и в Сибири. Именно этот строительный подвиг железнодорожников сыграет огромную роль во время Великой Отечественной войны, когда глубоко в тыл эвакуировали заводы, культурные ценности.

Золотые звёзды

Особняком стоит подвиг железнодорожников в годы Великой Отечественной войны. В ту пору бригадой командовал полковник Павел Алексеевич Кабанов (впоследствии — начальник железнодорожных войск, Герой Социалистического Труда, генерал-полковник). Днем и ночью, в мороз и зной, под бомбежками и артобстрелом вели войска восстановительные работы, обеспечивая движение поездов. Павел Алексеевич принимал ответственные решения, от которых зависела судьба фронта, солдат, мирного населения. Под Сталинградом он руководил строительством новых и реконструкцией старых линий, наведением переправ через Волгу. А мост через реку Дон военнослужащие бригады восстановили за 18 суток.

Были не только строительные, но и боевые подвиги, например при обороне города Фастов, где воины-железнодорожники проявили чудеса героизма, мужества и стойкости. День и ночь воины отбивали атаки врага. На исходе были патроны и гранаты, а натиск гитлеровцев не ослабевал. 22 июля 1941 года фашисты подтянули к городскому вокзалу танки, которые начали обстрел здания. Железнодорожники дали клятву биться до последнего вздоха… Никто не сдался. Погибли все…

В октябре 1941 года, когда бригада отступала, красноармеец 82-го железнодорожного батальона, рядовой Магомед Караев, пожертвовав собственной жизнью, взорвал путепровод в Харькове, позже это сооружение восстановили и назвали в честь героя. Переломные первые годы войны, стремительное контрнаступление в 1943 году. Бригада с боями проходит Украину, Белоруссию, а дальше — освобождение и восстановление разрушенных фашистами железнодорожных путей в Европе. В 1944 году за бои южнее Варшавы 5-я железнодорожная бригада награждена орденом Красного Знамени. В апреле 1945 года за овладение городом-крепостью Познань — крупной немецкой цитаделью — железнодорожной бригаде присвоено почетное наименование «Познанская». Победу железнодорожники встретили в немецком городе Франкфурт-на-Одере. А 95-й батальон технической разведки — непосредственно в самом Берлине.

Пяти военнослужащим бригады присвоено звание Героя Советского Союза, а более семи тысяч воинов-железнодорожников награждены орденами и медалями СССР.

П.А. Кабанов
П.А. Кабанов

Однополчанин-космонавт

Это почетный солдат железнодорожных войск Виктор Петрович Савиных. Сотый космонавт планеты. Дважды Герой Советского Союза. «Да, это наша гордость!» — говорят в музее 5-й отдельной железнодорожной бригады, который расположен на территории воинской части в Абакане. После окончания техникума железнодорожного транспорта будущий герой трудился мастером дистанции путей, затем возглавил бригаду, принимал участие в строительстве таежной дороги Ивдель — Обь. Палаточные городки, сорокаградусные морозы, а летом — полчища мошек, от которых нет спасения. Об этом в своих воспоминаниях расскажет потом легендарный летчик и почетный железнодорожник. Будет и рассказ о том, как в 1961 году по тревоге подняли солдат и объявили: «Гагарин — первый в космосе!» Спустя несколько лет, в 1978 году, Виктора Петровича, как грамотного инженера, выпускника Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии, зачислили в отряд космонавтов. Он успешно окончил курс подготовки к полетам, а 12 марта 1981 года полетел в космос и благополучно вернулся на Землю.

На земле сибирской

Здесь, в Хакасии, 5-я ОЖДБР дислоцируется с 1979 года. Это было связано со строительством вторых путей железнодорожных линий Абакан — Междуреченск и Абакан — Тайшет. Сегодня можно сказать, что бригада и ее военнослужащие здесь обрели дом. Построен военный городок с жилыми домами, боксы для техники, казармы для солдат срочной службы. По итогам 2019 года военный городок Краснознаменного железнодорожного Познанского соединения занял 1-е место в России. В мирное время задачи бригады остаются прежними: строить новые пути, наводить мосты, оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях. В данный момент группировка военнослужащих из Абакана продолжает развитие знаменитой Байкало-Амурской магистрали — дело своих славных дедов и отцов. В апреле текущего года первые эшелоны из Абакана отправились на Дальний Восток. Там, где сейчас нет связи, дорог, условий для жизни, военные строят пути. К слову, именно солдаты и офицеры механизированного батальона 5-й ОЖДБР Абаканского гарнизона первые в стране начали эту всероссийскую стройку. Впереди 340 километров железнодорожной ветки, из них 183 километра пути выполнят военнослужащие из Хакасии.

6 августа, в день 170-летия Железнодорожных войск России, в Абакане на территории воинской части открыли бюсты Героям Соцтруда Петру Бакареву и Павлу Коршунову — людям, дающим военным железнодорожникам еще один повод для гордости.

Дарья КАЗАК
Фото из открытых источников

Благодарим за материалы для статьи Андрея Минина, председателя хакасского регионального отделения всероссийской общественной организации «Союз ветеранов железнодорожных войск».

В.П. Савиных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *