Кругозор
Нередко даже самые успешные люди, несмотря на все свои достижения, чувствуют себя «самозванцами», боясь разоблачения. Этот довольно широко распространенный психологический феномен, превращающий триумф в тревогу, преодолим. Полагаем, читателям «Абакана» будет интересно узнать советы психологов по этому поводу.
Неуверенные и тревожные
«Мне просто повезло», «в этом нет моей заслуги», «так сложилось само собой» – такие мысли приходят в голову многим получившим признание своего успеха. Люди нередко склонны обесценивать достижения, полученные благодаря собственным усилиям, и приписывают их случайности, при этом чувствуя себя обманщиками, которых вот-вот разоблачат. Так проявляется «синдром самозванца», устойчивое ощущение неуверенности в себе и неспособность принять собственные достижения, несмотря на очевидные подтверждения успеха. Человек с синдромом самозванца испытывает страх, что он не подходит для той работы, которую выполняет, и что другие могут обнаружить его некомпетентность.
Это чувство испытывают даже признанные мировые знаменитости и гении. Так, Альберт Эйнштейн незадолго до смерти признался королеве Бельгии, с которой дружил: «Преувеличенное почитание, которым окружены труды моей жизни, вызывает у меня сильнейшее чувство неловкости. Я невольно чувствую себя аферистом».
Впервые синдром самозванца описали психологи Полин Кланс и Сьюзан Аймс в совместной статье 1978 г. Они сами ощущали неуверенность в своих способностях и считали, что окружающие ошибочно считают их компетентными. Выяснилось, что точно так же о себе думают многие успешные женщины: несмотря на свои выдающиеся академические и профессиональные достижения, все они сомневались в своих способностях и опасались быть разоблаченными.
Пытаясь разобраться в причине феномена самозванца у успешных женщин, Кланс и Аймс пришли к выводу, что проблема берет начало в семье, в которой воспитывается девочка. Психологи заключили, что феномен самозванца вызывают две прямо противоположные модели семейной среды: отрицание заслуг и акцент на «естественной гениальности».
В первом случае девочку постоянно сравнивают не в ее пользу с кем-либо из «по-настоящему» умных и успешных сверстников, несмотря на получаемые ею награды и признание других людей (например, учителей). Продолжая искать способы подтверждения своей компетентности у семьи и не находя их, такая девочка начинает думать, что ее близкие, возможно, правы и она на самом деле не заслуживает высоких оценок, а если всё же их получает, то по недоразумению, как самозванка.
Во втором случае, напротив, семья внушает девочке, что она совершенна и превосходит остальных во всем. Когда впоследствии ребенок начинает неизбежно сталкиваться с трудностями при достижении каких-либо целей, он чувствует себя обязанным оправдывать ожидания семьи. Однако, осознав, что не может соответствовать стандарту «совершенства, достигаемого с легкостью», девочка заключает, что она не совершенство, а значит, самозванка.
Позднее выяснилось, что синдром самозванца касается не только женщин, ему подвержены люди любого пола, профессии, социального статуса – в целом около 70% людей. Правда, среди женщин синдром самозванца встречается всё же чаще. Это может означать, что он не является исключительно результатом личностных особенностей человека, а во многом формируется под влиянием социального окружения (но не только семьи) и распространенных в обществе предрассудков и стереотипов.
Например, из-за стереотипа о «хорошем лидере», обладающем преимущественно мужскими чертами, женщины часто воспринимаются как не имеющие необходимых лидерских качеств. И если женщина достигает руководящей должности, то может чувствовать себя неуверенно и «не на своем месте», даже если ее успехи получают широкое признание.
От перфекциониста до сверхчеловека
Синдром самозванца связан с локусом контроля – это то, как люди объясняют себе свои успехи и неудачи: влиянием внешних обстоятельств (внешний локус контроля) или собственными действиями (внутренний). Для «самозванцев» более характерен внешний локус, но при этом ориентиры могут быть словно перепутаны: успехи приписываются влиянию внешних факторов, а вина за неудачи принимается на себя. «Самозванцы» стремятся к безупречности во всех аспектах своей жизни. Они устанавливают для своих целей и самооценки высокие, практически невыполнимые, стандарты и чувствуют себя подавленными, разочарованными неудачниками, когда идеала не удается достичь.
Синдром самозванца может являться и следствием когнитивных искажений. Это происходит, когда негативные аспекты преувеличиваются («во время презентации я потерял ход мыслей, из-за чего выглядел идиотом»), а позитивные преуменьшаются («коллеги сказали, что я хорошо выступил, но это они из вежливости»).
Валери Янг, автор книги о том, почему успешные люди страдают от данного синдрома, разделяет «самозванцев» на пять типов.
– Перфекционист: сфокусирован на идеальном качестве своей работы, и любой, даже небольшой, недостаток означает для него провал.
– Эксперт: уделяет внимание тому, сколько всего он знает и может. Любая мелочь, о которой эксперт не знает (а знать всё не может ни один человек), заставляет его признать себя неудачником.
– Солист: считает, что должен всё делать сам и разбираться во всем самостоятельно, потребность в помощи для него – показатель провала.
– Прирожденный гений: для него компетентность состоит в легкости и скорости выполнения задачи. Если он сталкивается с трудностями при освоении какого-то навыка, для него это равносильно неудаче.
– Сверхчеловек: определяет компетентность, основываясь на том, насколько много социальных ролей он может блестяще совмещать (менеджера, родителя, друга, волонтера). Если какая-то из них не получается, это воспринимается как тотальный провал.
Самосаботаж и эмпатия
«Синдром самозванца» не является диагностируемым психическим заболеванием, но может часто сопровождаться нервозностью, тревогой, депрессией и в целом мешает человеку обрести уверенность в себе. Чувства преобразуются в поведение, и это поведение имеет последствия, объясняет Валери Янг. Очень часто люди, страдающие синдромом самозванца, просто не раскрывают свой потенциал: например, на работе намеренно стараются не привлекать к себе внимания и не делятся идеями. Либо же скатываются в другую крайность, постоянно перерабатывая, чтобы компенсировать кажущуюся нехватку таланта, что увеличивает для них риск выгорания. Еще один механизм преодоления трудностей – прокрастинация: люди часто не начинают или не заканчивают книгу, задачу, проект, диплом, диссертацию либо постоянно «перескакивают» с одного проекта на другой.
Исследования показывают, что синдром самозванца может препятствовать карьере из-за страха неудач, страха успеха и низкой самооценки; он отрицательно связан с чувством удовлетворенности от работы и уровнем заработной платы.
Однако в синдроме самозванца имеются и некоторые плюсы, обнаружили исследователи. Такие люди обращаются к социальному взаимодействию, чтобы компенсировать воображаемый дефицит компетентности, что дает положительный эффект в межличностном общении. Так, врачи с мыслями о собственном «самозванстве» лучше общались с пациентами – проявляли больше эмпатии, задавали больше вопросов и давали больше объяснений. При этом идея о «самозванстве» не оказывала негативного влияния на постановку правильного диагноза. Но в целом этот синдром часто характеризует негативное мышление, неуверенность в себе и самосаботаж.
Отделить чувства от фактов
Люди, которые не страдают от искажений при восприятии своих достижений, не более умны или талантливы, чем те, кто страдает от подобного синдрома, поэтому единственный способ перестать чувствовать себя человеком не на своем месте – это перестать думать как он, считает Валери Янг. Однако чувства тех, кто переживает синдром самозванца, меняются в самую последнюю очередь, подчеркивает она.
Янг предлагает такие шаги по преодолению синдрома:
– Прервать молчание и открыто признаться в своих чувствах. Знание того, что у этих чувств есть название и что вы в них не одиноки, может дать огромное облегчение.
– Отделить чувства от фактов. Каждый время от времени чувствует себя глупо. Чувствовать себя глупым – не значит быть им.
– Проанализировать контекст, в котором возникает ощущение «самозванства». Возможно, дело в стереотипах, а не в компетентности.
– Пересмотреть отношение к перфекционизму. Главное – стремиться к совершенству в важных задачах, но не требовать его от себя в рутинных. Не казнить себя за неудачи и ошибки. Вместо этого поступайте как игроки проигравшей команды – извлекая уроки и повторяя: «В следующий раз я возьму верх».
– Исправить правила. Если они гласят: «я всегда должен знать ответ» или «никогда не проси о помощи», – начните отстаивать свои права перед собой. У вас есть право, как у любого другого, ошибаться и просить о помощи.
– Разработать новый «внутренний сценарий». Осознать, какая программа прокручивается в голове, вызывая ощущение самозванца. И заменить, например, привычное «ну вот, они поймут, что я понятия не имею» на «я не знаю всех ответов, но достаточно умен, чтобы их найти».
– Поощрять себя. Разорвать порочный круг сначала постоянного поиска, а затем отрицания одобрения извне.
– Притворяться, пока не достигнешь успеха. Смысл этой фразы – не ждать, пока придет уверенность, чтобы начать действовать, а начать действовать и позволить своей уверенности расти.
По материалам сайта econs.online
