8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Праздник, приуроченный к православному дню памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Накануне этой даты корреспондент «Абакана» попросила настоятеля Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, протоиерея Геннадия ФАСТА, рассказать об истории этих святых, считающихся покровителями семьи и брака, и поделиться своими наблюдениями о современных российских семьях.

— Отец Геннадий, на государственном уровне праздник, приуроченный к православному дню памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских, учрежден в 2009 году. Напомните, пожалуйста, почему в день памяти именно этих святых отмечается День семьи, любви и верности?

— Церковь отмечала день памяти благоверного князя Петра Муромского и его благочестивой супруги Февронии уже на протяжении долгого времени. Являя нам пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности, святые Петр и Феврония считаются покровителями православной семьи и брака. Представьте, начало XIII века, самый расцвет средневековья с его строгим сословным разделением, Петр — представитель княжеского рода Рюриковичей, Феврония — простолюдинка, из крестьянской семьи. Брак столь разных по происхождению людей в те времена был просто немыслим. Господь свел эту чету удивительным образом. Князь тяжело заболел, девушка согласилась исцелить князя при условии, что он станет ее мужем. После своего выздоровления Петр сдержал обещание и взял Февронию в жены.

— Начало истории любви больше похоже на взаимовыгодную сделку?

— В представлении большинства из нас святые — это некие ангелы, никогда не совершавшие ошибок. Но ведь все святые — это реальные персоналии, живые люди, иногда с очень непростыми характерами. «От Господа стопы человеку исправляются», в том числе и наши характеры. За свою земную жизнь святая чета показала невероятную преданность друг другу. Господь послал им то, о чем они просили у него в молитвах — благоверные князья скончались в один и тот же день, в один и тот же час. И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке — поклониться мощам приезжают тысячи семей.

Когда по инициативе Светланы Медведевой в 2009 году в день памяти святых Петра и Февронии вводился государственный праздник День семьи, любви и верности, церковь с радостью поддержала эту идею. Так помимо церковного звучания день памяти святых приобрел еще и государственное значение.

— Отец Геннадий, социологи фиксируют разные формы брака — традиционный, гостевой, гражданский и др. Какие браки признает церковь? Какой должна быть современная семья с точки зрения православия?

— В точных науках есть такое понятие как константа, так вот для церкви такой константой является семья. История семьи идет от сотворения мира, от самого начала рода человеческого. Единственно приемлемая для христианства форма семьи — это моногамный брак (полигамия имела место в дохристианские, ветхозаветные времена). Семья — союз мужа и жены, а не супруга № 1 и супруга № 2, как иногда пытаются установить в некоторых странах Европы. Брак выполняет двуединую задачу: соединение в любви двух человек и продолжение человеческого рода.

С точки зрения христианства, семья — это малая церковь, где муж — это священник, предстоятель, несущий перед Богом ответственность за жену и детей. Впрочем, и по гражданским законам муж также несет ответственность за свою семью. Жена — это помощница мужа, и счастье семьи заключается не в равенстве супругов, а в гармонии их взаимоотношений. Как в большой церкви есть архиепископ, несущий всю полноту ответственности за епархию и наделенный всей полнотой власти, так и в малой церкви муж — глава семьи. Там, где нет ответственности — нет власти, и наоборот, где нет власти — там нет ответственности. Этим обусловлена катастрофическая безответственность современных мужей. Как муж может нести ответственность за семью, если жена его не слушает?

— Сегодня даже во многих мультфильмах мы можем видеть такие примеры семей, где папа — это такой большой ребенок, вечно попадающий в разные нелепые ситуации, а мама всегда мудро решает все семейные проблемы….

— Получается «королевство кривых зеркал», в нормальной семье за все несет ответственность отец, он — глава. Женщина выходит «за мужа», а не становится впереди него. Счастье женщины заключается не в том, чтобы быть «мужичкой», не в том, чтобы рулить семейным кораблем, а в том, чтобы у нее был надежный рулевой. Только так вполне раскрывается ее женская природа, и женщина счастлива. К сожалению, сегодня мы можем видеть много примеров, когда женщины, начиная от внешнего вида (прическа, одежда) вплоть до образа жизни, мышления стараются стать «как мужчина». Это величайшая дисгармония, и такие женщины глубоко несчастны. То же самое касается и мужчин: поскольку он ни за что не может отвечать, поэтому он целыми днями лежит на диване, играет в компьютерные игры, запивая все это пивом. Когда к такому «главе семьи» ребенок прибегает с каким-либо вопросом, у него один ответ: «Спроси у мамы».

— В чем причина такого повсеместного распространения «королевства кривых зеркал»?

— Это катастрофа нашей постхристианской цивилизации, еще в начале ХХ века такой проблемы не существовало. Вызваны эти процессы разрушением христианских устоев и основ жизни, произошедших после Первой мировой войны и последовавших за ней в разных странах революций.

— Наверное, свою роль сыграл и научно-технический прогресс? Не нужно больше кормить свою семью лишь тяжелым физическим трудом…

— Научно-технический прогресс поставил мужчину в абсолютно неестественные для его природы условия. Представьте современную городскую семью, проживающую в многоквартирном доме. За состояние всего дома мужчина отвечать не может, двора — огорода, где бы он приложил свои силы, у него нет, работа, как говорится, «не бей лежачего», на рыбалку-охоту он не ездит. В такой ситуации комфортно лишь 1–3% мужчин, и это будут теоретики (философы, математики, поэты), в большинстве случаев мы видим деградацию мужского начала. Эту ситуацию, безусловно, нужно исправлять. Женщина прекрасна, когда она женщина, а не когда ей приходится исполнять мужские функции. Ребенку не требуется, чтобы он был умнее и сильнее мамы с папой. Ребенку и хорошо в такой ситуации, когда есть сильный папа и добрая мама, которые все знают и все умеют, всегда защитят его. Только примером хорошей семьи, где правильно распределены мужские и женские обязанности, можно сформировать в ребенке нормальное представление о семье.

— Неполные семьи сегодня не редкость… Получается какой-то порочный круг, ведь образа правильного распределения мужских и женских обязанностей ребенок не видит?

— Человек, в основном, формируется в детстве. Да, потом будут институты, второе образование, опыт трудовой деятельности, однако все это лишь надстройка, базис формируется в детстве. Если ребенок не видел, как папа заботился о семье, как мама слушает папу, у него на подсознательном уровне нет образа нормальной семьи. Такому человеку придется изрядно потрудиться над собой, чтобы создать гармоничные отношения. Еще сложнее ситуация у детей, когда папа и мама в разводе — у ребенка, по сути, происходит раздвоение сознания, ему наносится тяжелейшая психологическая травма. Такая ситуация складывается уже на протяжении нескольких поколений. Как результат — глубоко травмировано общество в целом. Разрушение семейных устоев — опасность серьезнее оружия массового поражения, так как последнее политики, осознавая масштабы последствий, не применяют. Распад семей, искажение мужских и женских ролей в семье — все это мы видим каждодневно. Именно поэтому церковь освящает полную семью, построенную на преданности и верности супругов. Семья — это жизнь не по страстям, а самопожертвенное служение.

— Отец Геннадий, вы отметили, что церковь освящает полную семью. О какой именно семье идет речь?

— Церковь не признает так называемый гражданский брак, когда пара живет, официально не зарегистрировав свой брак в органах ЗАГС. В данном случае никто из пары не брал на себя ответственности за семью, за воспитание детей — это, мягко говоря, сожительство. Церковь такой ситуации не признает, данные люди не могут причащаться, креститься — иными словами, не могут жить церковной жизнью. Признается церковью официально зарегистрированный брак, даже если он и не венчанный. Венчаться супруги могут, если оба являются людьми верующими и живут христианской жизнью.

— К сожалению, нередко распадаются и венчанные браки…

— В конце 1980-х — начале 1990-х в нашей стране можно было наблюдать массовое обращение людей к вере, к церкви — и не всегда второе подразумевало первое. Было и такое, что человек в церковь пришел, а к Богу нет, в таком случае для него венчание — это не таинство, а просто красивый обряд. Нередко люди венчаются в надежде укрепить семью — мол, венчаются один раз и на всю жизнь. Или: «вот повенчаемся, и он (она) начнет меня понимать» и т. д. Люди надеются, что посредством венчания они решат свои проблемы, при этом сами не стараются укрепить, сохранить свою семью. Поэтому сегодня священники, скорее, отговаривают, нежели чем уговаривают венчаться. Это большой смертный грех, когда распадается венчанный брак.

— Отец Геннадий, вы с матушкой Лидией — пример того, какой должна быть семья. Поделитесь, пожалуйста, с читателями «Абакана» советом, как сохранить семью, любовь и верность на протяжении долгих лет?

— Господь благословил нашу семью, вместе мы живем 42 года — жизнь есть жизнь, она непроста: были и тяготы, и испытания, и искушения. Совет может быть один — это любовь, терпение, смирение. Всем читателям «Абакана» желаю создания крепкой, в идеале — благочестивой, семьи, потому что, пожалуй, кроме монахов и еще некоторых исключительных лиц все люди могут быть счастливы лишь тогда, когда у них есть семья.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *