Завершающий этап своей работы реализует в Абакане муниципальный проект по сохранению семейного окружения детей «Городская модель восстановительных практик “Семьеграфия”», одобренный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Его цель — создание городской модели восстановительных практик для решения социальных проблем родителей и детей целевой группы. Подробно о ходе реализации проекта рассказала директор МБУ «Центр психолого-­педагогической, медицинской и социальной помощи» Ольга СУХОТЕНКО.

Счастливых становится больше

Напомним, что проект «Семьеграфия» направлен на создание благоприятных условий для коррекции «жизненного сценария» семей, в которых выявлены проблемы во внутрисемейных, в том числе и детско­родительских, отношениях. В проекте принимают участие дети из семей с риском нарушения прав и законных интересов ребенка, вызванным отсутствием попечения над ребенком (детьми) вследствие внутрисемейного конфликта, развода родителей, кризиса детско­родительских отношений; посттравматическими расстройствами, в том числе после психологических травм у ребенка, полученных вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, — 66 детей. Также задействованы родители, находящиеся в ситуации угрозы лишения родительских прав или ограничения в правах вследствие невыполнения надлежащим образом своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей и (или) проявления насилия по отношению к детям и другим членам семьи. Всего 54 человека.

— Проект условно разделен на 4 этапа реализации. Первый — с 1 апреля по 31 сентября 2020 года. Второй, практический — с 1 октября по 31 декабря. Третий — с января 2021 года до конца июня. Это был основной, очень активный и длительный этап, 6 месяцев. И теперь, с июля по сентябрь 2021 года, будет реа­лизовываться завершающий этап. Это, как всегда, мероприятия и подведение итогов, — отметила Ольга Ивановна.

В проекте участвуют 39 семей Абакана, за каждой из которых закреплен наставник, организующий сопровождение взрослых и детей внутри проекта. Он помогает им определиться с посещением выбранных мероприятий, ведет мониторинг участия в проекте, а также выступает в роли советника, к которому может обратиться семья для получения помощи в решении каких­-либо проблем.

По словам Ольги Ивановны, все мероприятия шли по плану, но начиная с третьего этапа активизировалась очная работа. Например, лаборатория «Тепло родного очага». Она помогает повысить психолого­-педагогическую компетенцию родителей, научить использовать метод поощрений и наказаний в семейном воспитании как профилактики жестокого обращения с детьми, оптимизировать детско-­родительские взаимоотношения, а также направлена на формирование у несовершеннолетнего умения различать истинные и мнимые ценности.

— Когда составляли на этот проект заявку и план, — сказала в продолжение Ольга Ивановна, — полагали, что лаборатория будет рассчитана ТОЛЬКО на родителей, но по итогам промежуточной диагностики, которую мы провели в январе, стало понятно, что работу в лаборатории лучше проводить и с родителями, и с детьми. Поэтому было сформировано три группы, в них входили и родители и дети, а внутри каждой группы были еще и подгруппы. С участниками проекта работали такие специалисты, как клинический психолог, социальный педагог и педагог дополнительного образования. Одним из полезных и сближающих занятий, к примеру, было изготовление поделок для семейных праздников.

Не менее ярким мероприя­тием в рамках «Семьеграфии» стала серия интернет-­квестов «Семья.абакан». В нем использовался системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление нарушенного вследствие конфликта соци­ально­психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения, а также исправление причиненного конфликтом вреда.

Ни для кого не секрет, что детско-­родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения.

— Главное назначение этих четырех квестов заключается в улучшении детско­-родительских отношений с помощью выполнения различных заданий, что способствует формированию ценностных представлений о семье, семейных традициях и обязанностях, способах разрешения конфликтных ситуаций, а также в получении консультации специалиста. Так, два раза в месяц в течение недели на странице в социальной сети Вконтакте, в закрытой группе, размещалась информация по психологии семейных отношений, способам разрешения конфликтных ситуаций, а также задания для семей и правила их выполнения. Задания нужно было выполнять в течение двух недель до начала следующего квеста.

Задания были отдельно для родителей, для детей, а также совмещенные, для взаимодействия. Участие было добровольное. На любом этапе семья могла отказаться от участия, но до конца дошли все, а это значит, что апробированная нами технология психологического интернет-­квеста не только интересна участникам, но и эффективна.

Во время прохождения квеста многие семьи не только учились лучше понимать друг друга, активно работали как команда, но и самостоятельно открывали новые знания и получали уроки. Например, одна семья представила итог прохождения квеста в виде притчи, которую они нашли в интернете в ходе выполнения заданий. Это была история о том, как мальчик наконец научился радоваться и стал по­настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья, — прокомментировала Ольга Ивановна.

Не обошли «Семьеграфию» и мероприятия по получению подростками положительного социального опыта — аутрич­-работа по направлению «равный — равному». Были разработаны и апробированы программы веревочных курсов — активных тренингов, занятий, игр, упражнений для малых групп. Ребята учились взаимодействовать друг с другом, достигать общей цели и прорабатывали возможности принятия нестандартных решений.

На финишной прямой

— Это те мероприятия, которые можно выделить из третьего этапа проекта «Семьеграфия». А чем же участники занимаются сейчас?

— Да, самая большая активность участников и специалистов была, действительно, в рамках третьего этапа. Сейчас же в парке «Орлёнок» еженедельно проходят мероприятия каникулярного кластера «ИгроПАРК». Это совместный интерактивный отдых, культурно­образовательный досуг семей. На площадке «Профи» специалисты МБУ «Центр ППМиСП» в игровой форме знакомят участников с различными профессиями и проводят мастер-­классы, волонтеры «Дома волонтеров» организуют квест­-экскурсию по «Орлёнку», а полученные знания о парке в ходе экскурсии участники применяют в семейном квесте «Орлёнок-Град». Специалисты Центра детского творчества Абакана на мастер­классах «Летние фантазии» превращают участников в дизайнеров. На площадке «Литературный дворик» проводятся викторины по произведениям, решаются ребусы. И конечно, не обходится без игр на свежем воздухе: «Море волнуется раз…», «Колечко-­колечко, выйди на крылечко», выжигало, классики, цепи кованые и другие забытые добрые народные дворовые игры.

На горизонте финишная прямая проекта «Семьеграфия». В конце сентября пройдет круглый стол со специалистами и родителями, где будут выявлены самые удачные методики для помощи семьям уже вне проекта. А также те, которые будут эффективны, если их доработать. Одно можно сказать наверняка — этот проект проложил счастливую дорожку для улучшения отношений внутри семей и для их сохранения.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива Центра психолого­педагогической,
медицинской и социальной помощи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *