В Абакане свою работу продолжает муниципальный проект по сохранению семейного окружения детей «Городская модель восстановительных практик “Семьеграфия”», одобренный Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Подробно о ходе реализации проекта рассказала исполняющая обязанности директора МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Ольга СУХОТЕНКО.
Все для счастливого будущего
Данный проект направлен на создание благоприятных условий для коррекции «жизненного сценария» семей, в которых выявлены проблемы во внутрисемейных, в том числе детско-родительских отношениях. Период его реализации — с 1 апреля 2020 года по 30 сентября 2021 года.
— Проект условно разделен на 4 этапа реализации. Первый — с 1 апреля по 31 сентября 2020 года. Так называемый подготовительный, и мы его уже завершили. С 1 октября по 31 декабря реализуется второй, практический, этап проекта. В этот период проводятся все мероприятия, направленные на восстановление утраченных ресурсов семьи, способствующие стабилизации внутрисемейных отношений. К третьему этапу приступим с января 2021 года, и продлится он до конца июня. В период с июля по сентябрь 2021 года проведем завершающие мероприятия и подведем итоги, — рассказала Ольга Ивановна.
В проекте участвуют более 30 семей Абакана, и это не только дети, которые находятся под особым вниманием со стороны органов опеки и попечительства, социальной поддержки населения и комиссии по делам несовершеннолетних, но и их родители. За каждой семьей закреплен наставник, организующий сопровождение взрослых и детей внутри проекта, он помогает им определиться с посещением выбранных мероприятий, ведет мониторинг их участия в проекте, а также выступает в роли советника, к которому может обратиться семья для оказания помощи в решении каких-либо проблем.
Среди предусмотренных проектом «Семьеграфия» мероприятий для семей целевой группы: проведение семейной диагностики для выявления проблемных аспектов детско-родительских отношений, разработка «семейных дорожных карт» для социально-психолого-педагогического их сопровождения, организация занятий по стабилизации внутрисемейных отношений, реализация программы позитивной семейной занятости и другие не менее интересные и значимые мероприятия. Все их, несмотря на сложности, вызванные неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, удалось реализовать. Какие-то проводятся в очной форме, какие-то в режиме онлайн, а некоторые имеют смешанный характер.
— В рамках «Семейного коворкинг-центра» проводятся встречи и занятия с целевой группой семей в специально созданном триедином пространстве, состоящем из семейной зоны «У камина», игровой зоны «Детское время» и спортивной зоны «Стать чемпионом». Здесь специалисты, в том числе психологи и социальные работники, проводят встречи с семьями, а также участники могут просто приятно провести свой досуг.
В рамках семейного клуба «Семейная азбука» родители дошкольников получили квалифицированные консультации учителя-логопеда и учителя-дефектолога. На этой неделе с ними будет работать педагог-психолог. В то время, пока со взрослыми работают специалисты, дети занимаются с педагогом дополнительного образования и психологами в игровых зонах и сенсорной комнате. В ходе третьего этапа клуб «Семейная азбука» будут посещать подростки и их родители.
С сентября начались занятия в студии «Чудеса мульттерапии», вызвавшие необычайный интерес и пользующиеся особой популярностью среди маленьких участников. Ребята из начальной школы учатся создавать собственные мультфильмы. Каждый придумывает свою историю, своих героев, изготавливает их из пластилина. Преподаватели объясняют, как обращаться с аппаратурой и специальными программами для монтажа. Занятия проходят каждый вторник и четверг группами по 4–6 человек. А лучшие мультфильмы, созданные детьми, можно увидеть в группе «Семьеграфия» в социальной сети «ВКонтакте».
Кроме того, участие семей в акциях не строго регламентировано, задания построены так, что вызывают желание участвовать в них и дальше, гордиться своими собственными маленькими победами. Например, полет фантазии и творчества, создание новогоднего настроения, наведение порядка в своих домах и украшение их — это все возможно в рамках акции «Рождественское окно», результаты которой также можно увидеть в группе проекта в социальной сети.
— Ольга Ивановна, принимают ли участие в проекте представители молодежи?
— Конечно, как же без них? Например, в рамках акции «Доброе сердце», которая началась в октябре, работающая молодежь проводит мастер-классы для подростков не только в режиме онлайн, но и очно. С огромным интересом ребята изготавливали декоративный карман на мастер-классе по креативному дизайну текстиля и занимались фитнесом на мастер-классе онлайн.
Не забываем и о таком важном аспекте социализации детей, как общение с ровесниками. Поэтому в рамках направления «Равный равному» были организованы встречи наших юных участников с юнармейцами.
Какая семья может обойтись без совместного досуга? В рамках программы позитивной занятости семей «Семейный выходной» участники проекта «Семьеграфия» приняли участие в 11 мероприятиях: городской праздник «День здоровья», ознакомительные прогулки по городским паркам, подготовленные отрядом «Серебряных волонтеров», концертные программы Абаканского дворца молодежи «Вечер с романсом» и «Подарок маме», фестиваль уличного кино в ГЦК «Победа» и другие. По словам исполняющей обязанности директора «Центра», это те мероприятия, которые участники посещают с особым желанием. Для них — это настоящий праздник, а для детей — сродни чуду.
— Ольга Ивановна, что можно сказать о специалистах, которые работают с семьями?
— Роль наставников семей, участвующих в проекте «Семьеграфия», выполняют педагоги образовательных учреждений, специалисты управления социальной поддержки населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отдела опеки и попечительства. Это профессионалы, которым удается найти общий язык с детьми и взрослыми. Для наставников в рамках проекта тоже проходят мероприятия: обучение в городской школе наставников «Городской метод», прохождение курсов повышения квалификации «Практика применения современных методов наставничества» и участие в семинаре-тренинге «Использование проективных и арт-терапевтических методов в работе с проблемами детско-родительских отношений».
Впереди третий и четвертый этапы реализации проекта «Семьеграфия», которые обещают быть не менее насыщенными и полезными как для детей, так и для их родителей. И пусть пока рано подводить итоги, но можно с уверенностью сказать, что для многих семей участие в таком проекте — хорошая возможность для улучшения внутрисемейных отношений, а возможно — и сохранения семьи.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива МБУ «Центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»