На исходе 2020 года, приглашая на традиционные так называемые итоговые интервью руководителей нашей республики, честное слово, практически совсем не надеялся, что бессменный глава законодательной власти Хакасии Владимир Штыгашев примет приглашение. Больше надежд было на главу исполнительной власти Валентина Коновалова. Но, как это часто бывает в жизни, на деле получилось все с точностью до наоборот. Владимир Николаевич пришел в прямой эфир вечерней программы городского телеканала. А вот Валентин Олегович такой возможности не нашел.

Но мы же знаем, все, что ни делается, безусловно, к лучшему! Глава правительства довольно часто выступает на подконтрольном телеканале, устраивает регулярные прямые эфиры в соцсетях. В них он вообще ведет настолько активную жизнь, что попадает во всероссийский топчик хорошистов. Жаль, что пока исключительно в соцсетях.

Председатель же Верховного Совета — достаточно редкий гость не только в эфире нашего телеканала, но и в других СМИ. И если в былые годы перед каждой сессией республиканского парламента он устраивал пресс-конференции, то и эта история уже давно канула в Лету. Поэтому тем более любопытны его заявления, которые прозвучали в нашем прямом эфире в канун Нового года, 29 декабря.

2020-й начался для спикера республиканского парламента, мягко говоря, не очень хорошо. Почти личный конфликт с первым заместителем главы Хакасии господином Мироновым. Неудачное высказывание про роль некоторых народов в истории страны. Практически созревший против него заговор внутри самого Верховного Совета. Все шло к тому, что уже весной Владимир Николаевич перестанет быть главой законодательной власти республики.

Но (вот он, опыт!) ничего, кроме пандемии коронавируса, по весне не случилось. И, кажется, даже она сыграла на руку товарищу Штыгашеву. Никто не понял как, но к началу лета угроза его отставки со стороны коллег по парламенту была ликвидирована. Страницы истории — приглажены. А дни Николая Миронова в Хакасии на посту первого зама председателя правительства — сочтены.

Как так получилось? На этот вопрос Владимир Штыгашев ответил, не побоявшись процитировать «определения», звучащие в его адрес:

— Меня иногда называют каким-то хитрым лисом, показывают какой-то сволочью, идиотом. Всяким. Но скажу одно, надо быть честным, правдивым и не юлить. В этом весь секрет.

И здесь шокирует не столько сам «секрет», понятно, что его господин Штыгашев по доброй воле никогда не раскроет, а то, как он теперь публично не стесняется выражений:

— Я столько уже в жизни пережил. Мне и в спину стреляли, и в лоб — всяко было. Притом свои иногда, дружеский огонь был. Я все в жизни видел, — пояснил он, дав понять, что нынешние интриги вокруг его персоны — просто детские шалости.

Но тем не менее, закон, согласно которому теперь отправить в отставку главу Верховного Совета, равно как и председателей его комитетов и комиссий, можно простым большинством, депутаты приняли. А мы помним, как Владимир Штыгашев выступал категорически против этого законодательного акта, понимая, что направлен он, в первую очередь, против него.

Против он, может, и сейчас, однако призвал голосовать депутатов за него сам! Что это было? Вовремя переобулся или переиграл своих оппонентов на их же поле? А может быть, просто сдался?

— Нет, я не сдался, — говорит он. — Для чего процедура отставки руководителя парламента во всех без исключения законодательных органах не решается простым большинством? Исключительно для устойчивой работы парламента. Если каждый день будут переизбирать председателя, это майдан будет. Завтра все превратится в майдан! Мы же все это знаем, проходили.

Однако, соглашаясь с депутатскими поправками по упрощению процедуры своего снятия, Владимир Штыгашев предложил точно так же упростить процедуру отстранения от должностей и председателей комитетов ВС и его комиссий:

— И вот когда до всех дошло, что завтра любого из них, любого руководителя комитета, могут снять хоть утром, хоть вечером просто большинством голосов, на этом все разговоры и закончились.

Ну и кто после такого не хитрый лис?

Работу людей во власти старейшина хакасской политики называет неблагодарной:

— Вот ты, к примеру, строитель. Построил один дом, второй — молодец! Чувствуешь себя в душе созидателем. А власть? Ты хоть что сделаешь, все равно народ будет не-до-во-лен.

— Но почему так народ извечно недоволен властью? — спросил я его.

— Исторически так сложилось в обществе, всегда так было. Вопрос не в этом, любой реши — хоть по благоустройству, или налог, к примеру, понизь — порадовались пять дней и забыли. Потому что проблем всегда больше.

А может, все-таки дело не в том, что проблемы всегда играют на опережение, а в том, что они из года в год одни и те же. Вспомните, те, кто постарше, 30 лет назад, когда наша республика еще только делала свои первые самостоятельные шаги на политической арене России, какие проблемы вас тогда волновали?

Пенсии, зарплаты, цены.

Что изменилось сейчас?

Разве что их размеры, которые по-прежнему, скажем так, не совсем удовлетворяют запросам все тех же граждан, которые теперь стали старше на тридцать лет.

И, кстати, все эти тридцать лет во главе законодательной власти республики — все тот же Владимир Николаевич. Ставший теперь на три десятка лет старше и мудрее. Хотя насчет последнего, как признался он сам, существуют разные мнения.

То есть, и граждане, и их запросы у нас остались те же. Владимир Николаевич — тот же. Периодически меняется в Хакасии только правительство. И с каждым из них Владимир Штыгашев умудряется найти контакт. Мало кто полагал, что он будет поддерживать на посту председателя правительства Валентина Коновалова, которого первоначально умудрялся называть Олегом Валентиновичем, но, как говорится, не прошло и двух лет…

— С главой у нас нормальные, деловые отношения. Я ему не враг. Я враг тем кукловодам, которые здесь его пытаются окружить. И они это понимают. Понимают, что конец для них здесь будет неминуем, поэтому и бегут отсюда.

При этом Владимир Штыгашев ставит в укор нынешнему правительству (и, надо полагать, его главе) то, что кадровые вопросы не всегда тщательно прорабатываются, из-за чего некоторые министерства уже трижды поменяли своих руководителей. Однако признает, что «в целом сейчас костяк правительства работоспособный».

— Надо дать этому правительству возможность поработать. Год хотя бы поработать. Чтобы не дергали. Тогда можно еще чего-то сделать, — говорит он, явно намекая на чересчур активную деятельность некоторых политических оппонентов Коновалова.

Неужели сам Владимир Николаевич перестал быть таковым?

— Я царем не работаю, князем тоже. Я даже главой республики не являюсь, — говорит он в ответ на упреки, что за 30 лет его руководства одной из ветвей власти республики она так и не стала тем самым заветным местом, куда бы рвались те, кто хочет хорошо жить, работать и зарабатывать. — Я возглавляю парламент — высший представительный орган власти и единственный законодательный орган власти нашей республики. Вся полнота власти в действующей жизни принадлежит исполнительной власти. Да, я могу советовать, подсказывать, но это не означает, что глава республики обязан брать под козырек и исполнять. Он несет ответственность сам.

А еще Владимир Штыгашев говорит, что мы сами избрали себе главу республики, поэтому не надо на него обижаться. (Причем из его уст это звучит как «на себя обижайтесь».) И предлагает изменить выборное законодательство, чтобы «более подготовленные люди приходили, имея опыт, со знанием дела».

Изменения по Штыгашеву — это возвращение к старому:

— Ничего плохого не было в старом. Вот сейчас в девяти субъектах России главу избирает парламент. И ничего страшного нет. В один день их избрали, в один день они присяги принесли, деньги сэкономили, миллионы не разворовали, не растратили на всякие предвыборные дела. И они работают. И находятся под контролем президентской власти, под контролем местных парламентов.

Это, видимо, и есть идеальная модель устройства общества глазами Владимира Николаевича. Где исполнительная власть, по сути, подконтрольна власти законодательной.

Для вас все еще является тайной секрет его вечности?

СКАЗАНО!

Владимир ШТЫГАШЕВ, председатель ВС РХ, в прямом эфире телеканала «Абакан 24», 29 декабря 2020 года:

— Единственное, к чему я всех призываю: забудьте, что вы представители каких-то особых политических сил. Запомните, у нас главная партия — избиратели Республики Хакасия, которые делегировали вас в Верховный Совет. Вот для нас главная партия! Именно ей мы должны служить.

— У правительства и Верховного Совета Хакасии разные функции, а задачи одни: как-то получше устроить здесь жизнь.

— Беда правительства в том, что приходили временщики. Советники всякие были, а команды не было. Но методом проб и ошибок мы сейчас находим пути решения этой проблемы. Сейчас у нас, по крайней мере, большинство министров соответствуют занимаемой должности.

— Мы впервые обратились в правительство России с просьбой списать нам бюджетные долги. Практика списания таких долгов была повсеместно, кроме Хакасии. Ответа от федерального центра пока нет.

Алексей КИРИЧЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *