Информационным поводом послужила сегодняшняя публикация РБК о том, как Счетная палата оценила расходы регионов в минувшем году на борьбу с пандемией. Российские регионы потратили на мероприятия по преодолению последствий пандемии почти 1,1 трлн рублей. Бюджетные деньги в основном были направлены на поддержку сферы здравоохранения, малого и среднего бизнеса, а также социальное обеспечение населения.
Источниками финансирования расходов субъектов были как деньги, выделенные из федерального бюджета, так и региональные средства. В этой связи весьма актуален вывод государственных аудиторов: пандемия коронавируса существенно осложнила положение российских регионов, прервав наметившуюся в 2017–2019 годах тенденцию сокращения совокупного объема регионального долга.
Правительством Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции принимались меры по поддержке регионов. В 2020 году за счет средств резервного фонда федеральный кабмин предоставил консолидированным бюджетам субъектов финансовую поддержку в форме дотации для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов в объеме 280 млрд рублей.
Как утверждает Счетная палата, «при получении дотаций в объеме, соответствующем объему недополученных доходов, государственный долг Хакасии мог сократиться на 12,4 % — с 24,5 до 21,4 млрд рублей».
Однако долговая нагрузка в 2020 году республики составила 137,5 % налоговых и неналоговых доходов бюджета. Более того, по данным Минфина России, на 1 января 2020 года долговые обязательства Хакасии составляли 20,7 млрд рублей, на 1 января 2021 года – 24,5 млрд. С учетом муниципальных заимствований совокупный долг Хакасии на 1 октября текущего года – 25,9 млрд.
Особого внимания заслуживает еще один отмеченный Счетной палатой России нюанс: с 1 января 2017 года по 1 января 2021 года доля бюджетных кредитов в структуре государственного долга Хакасии увеличилась на 48,5%. По данным Минфина Хакасии, на 1 октября текущего года доля бюджетных кредитов составила 80,7%, государственных ценных бумаг – 14,5%, коммерческих кредитов – 4,8%.
Есть основание предположить, использование бюджетных кредитов, как инструмента государственной долговой политики, пока не дает должного эффекта. Замещение рыночного долга бюджетными кредитами в 2018 году оказалось временной мерой. На 1 января 2019 года в структуре госдолга Хакасии отсутствовали коммерческие кредиты, год спустя за Хакасией уже числились долговые обязательства перед коммерческими банками в размере 1,7 млрд, на 1 января текущего года они составляли 4,6 млрд.
Подготовила Любовь Жиц