Внушительных размеров Стратегия развития туризма в Республике Хакасия на период до 2035 года представляет интерес, поскольку дает оценку нынешнему состоянию приоритетной отрасли.
Хакасия обладает уникальным туристско-рекреационным потенциалом, основанным на сочетании богатого культурно-исторического наследия с природно-ресурсными возможностями. Но по мнению авторов судьбоносного документа, «несмотря на огромный туристский потенциал региона, отрасль находится в начале пути развития».
Более того, весьма впечатлило признание: «в настоящее время около 70% субъектов туриндустрии осуществляют свою деятельность либо нелегально, либо с существенными нарушениями действующего законодательства. Они не зарегистрированы в качестве объекта предпринимательской деятельности, скрывают доходы с целью уклонения от уплаты налогов, официально не трудоустраивают своих работников».
Минимизировать теневой сектор призвана межведомственная рабочая группа, в ее состав включены представители двух федеральных ведомств – МВД и Федеральной налоговой службы, а также четырех региональных министерств – Минэкономразвития, Минимущества, Минфина и Минстроя.
Есть основание принять за стартовые возможности отрасли ключевые показатели 2019 года, когда объем платных туристских услуг составил 809,9 млн рублей. Из-за ковидных ограничений туриндустрия сбавила обороты в 2021 году: населению было оказано платных услуг на 800 млн рублей.
Менее понятен целевой показатель 2025 года – 809 млн рублей. Лишь только к 2030 году он прогнозируется в объеме 897 млн, а к 2035 году достигнет более высокой планки – 1 млрд рублей.
Стратегия развития туризма в республике призвана обеспечить положительную динамику налоговых отчислений в консолидированный бюджет. Если в 2020 году налоговая отдача отросли составила 320,3 млн рублей, в минувшем году – 336 млн, то к 2025 году налоговые поступления должны достичь более высокой планки – 413 млн, а в 2035 году – 672 млн.
Объем инвестиций в основной капитал в 2019 году составил 268,4 млн рублей, процесс инвестирования в ближайшей перспективе авторы стратегии, очевидно, не решились прогнозировать.
Примечательна информация о рисках реализации стратегии. Помимо угроз, возникающих в сфере международных отношений, макроэкономики и
финансов, авторы стратегии признают наличие административных рисков, связанных с низкой эффективностью системы управления.
Речь идет об отсутствии «координации между разными уровнями государственной власти, разрозненности усилий исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, отсутствии поддержки со стороны в сфере транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, связи и телекоммуникаций, охраны природных ресурсов, здравоохранения, образования и социального обеспечения».
Сдерживающим фактором также могут стать техногенные аварии, природные катаклизмы и опасные инфекции. С такими угрозами Хакасия уже сталкивалась.
Весьма занятной оказалась трактовка лишь одной вероятной угрозы. В стратегии о ней сказано так: «Отдельными источниками риска могут быть достижения научно-технического прогресса, появление технологий, которые не были учтены в стратегии, что потребует ее коррекции и дополнения».
В кои веки научно-технический прогресс чиновники честно признали риском, занятно.