Знакомьтесь, Полина Александровна Золотарева. Ей — 90 лет, но, несмотря на свой преклонный возраст, бабушка очень энергичная, сама сажает огород и смотрит за домом. Такую закалку наша героиня получила еще в детстве, когда с родителями на подводе они ехали далеко на восток, потом отца репрессировали, пришлось пережить и тяжелые военные годы. Легко вздохнули только в Абакане, в 1953 году. Город встретил Полину Александровну и ее мужа хорошей погодой и приветливыми людьми.

Не успела наша машина подъехать к старинным резным воротам частного дома, как нас встречает приветливая бабушка. Добрая, укутанная шалью, она приглашает пройти «в избу» и скорее попить чай «с дороги». В доме топится русская печка, в ней потрескивают дрова, на окнах в кухне расставлены герани и горшки с землей. Полина Александровна любит огород и, как многие, сеет весной рассаду. Мы проходим в «зал», по моим ощущениям, я мысленно возвращаюсь в дом моей бабушки: так же аккуратно, с горкой подушек, застелена металлическая кровать с панцирной сеткой, над изголовьем — портреты близких, в центре гостиной — массивный деревянный стол. В доме тепло и уютно, и кажется — время остановилось.

— Проходите, гости дорогие! — хлопочет Полина Александровна. — Давайте я вас покормлю, может, чаю с конфетами. Есть и покрепче, — подмигивает бабуля.

На столе разложены семейные фотографии, эти черно-белые снимки — настоящий раритет. Вот фото далекого 1940 года, на нем бабушка Полины Александровны, в момент, когда сделан снимок, никто не подозревает, что через год начнется Великая Отечественная войны, которая искалечит миллионы человеческих судеб. А это 1944 год — за год до Победы далекий поселок Нагорный в Якутии, здесь наша героиня совсем девчонка. На восток семья переехала в тридцатые годы из Новосибирской области. Полина Александровна помнит, как долго они ехали по степям на подводе. Так случилось, что по дороге девочка однажды даже выпала из повозки:

— Мой отец решил искать счастье в Якутии. В Нагорном — кругом горы, не земля, а камни, ничего не растет. Мама устроилась на работу уборщицей, помогала людям по хозяйству. Помню голод, есть нечего, мама приносила овес и запаривала его… А отца вскоре забрали и объявили врагом народа…

У них в семье было трое детей, Полина — самая младшая, когда отца репрессировали, все заботы легли на плечи матери. Потом война… Старшего брата на фронт не взяли, он умер от двустороннего воспаления легких. Самое тяжелое, вспоминает бабушка, было прокормить детей, но им повезло, мать держала козу, которая давала молоко. А еще в поселок привозили мерзлую картошку.

Полина Александровна окончила семь классов, после войны в 1947 году ее старшая сестра вышла замуж, фронтовик-связист оказался хорошим человеком, стал помогать семье и пообещал сделать из Полины телеграфиста. Кстати, азбуку Морзе Полина Александровна помнит до сих пор.

— Точка… тире… так-так-так, — набивает пальцами ритм по столу Полина Александров на.— Вот сколько мне лет? 90! А до сих пор все хорошо помню.

Полина пришла работать на почту совсем молоденькой, она доставляла телеграммы и была очень старательной. В итоге ее отправили в Якутск учиться, и потом в поселке она уже сама принимала важные сообщения. Но жить и работать в Нагорном было небезопасно, вокруг шахты по добыче золота, где работают заключенные… А потом она встретила его, Степана Георгиевича: после мобилизации он вернулся домой, с первого взгляда влюбился в хрупкую телеграфистку Полину. Не раздумывая, женился, и позже семья переехала в Абакан к родственникам.

В 1953 году Полина Александровна Золотарева стала работать на городском телеграфе. Смены были и по 12, и по 24 часа, иногда ночью приходилось доставлять срочные правительственные сообщения, в одном из них была весть о смерти Сталина… До самой пенсии бабушка проработала на почте — до 1985 года. У нее всего две записи в трудовой книжке и много благодарностей и грамот. В этом доме на улице Ипподромной в Абакане прошла вся ее жизнь, покойная свекровь помогала растить трех сыновей. Сейчас, сетует она, к сожалению, многих родственников, коллег и друзей нет в живых. Остались воспоминания о друзьях и близких, о молодости, о городе, который теперь, говорит бабушка, совсем не узнать — так Абакан похорошел!

Дарья КАЗАК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *