Рубрика: детский мир
«Начиная драку с папой,
затевая с мамой бой,
Постарайся сдаться маме,
папа пленных не берет…»
Г. Остер
Хорошие и плохие
Самая распространенная проблема в семьях с детьми — это отсутствие общей модели воспитания. Ребенок не понимает, почему так происходит, но прекрасно видит, кто «на его стороне, а кто против». Фраза образная, конечно. Малыш в силу юного возраста не может трезво рассуждать о том, что папа или мама пытается сформировать воспитанную личность и хочет как лучше. Это мнение он переносит в дальнейшем и на другие отношения: с воспитателями, учителями, своими ровесниками. У ребенка формируется искаженное мнение о том, что «хороший»— тот, кто хвалит, все разрешает, покупает, дает и не наказывает. «Плохими» становятся те, кто стремятся научить, призвать к порядку, потребовать, стимулировать к действиям, результатам.
Нельзя допустить,чтобыв семье случился раскол на «плохого папу» и «хорошую маму», или наоборот. Один вечно разрешающий родитель провоцирует ребенка на то, чтобы он категорически не слушался того, кто ему запрещает что-либо и ругает за проказы.
Стоит помнить: кто наказывает, тот и снимает наказание. Нельзя вмешиваться в воспитательный процесс и устанавливать свои правила, когда ребенок «получает по заслугам». Необходимо помнить, что у ребенка должно быть сформировано понятие, что мама и папа для него — абсолютный авторитет, а это, собственно, есть главная составляющая успешности воспитания детей всемье.
Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все. Родители должны осознать, что свои отношения можно координировать так, чтобы, проявляя терпение и такт, воспитывать у ребенка уважение к каждому из взрослых.
Авторитет родителей держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.
Не вырастить белоручку и хвастуна
А.С. Макаренко, анализируя семейное воспитание, вывел несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются и в современных семьях.
1. Авторитет любви: родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Все это с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
2. Авторитет доброты: родители все разрешают ребенку. Они все прощают, исполняют любую прихоть и капризы. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.
Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.
3. Авторитет подавления: складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. При непослушании, сопротивлении отец раздражается и начинает кричать. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот.
4. Авторитет чванства: родители чрезмерно кичатся своими достижениями, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что «умеют», а тем, что «имеют». В этих семьях царит культ денег и связей, перепутаны истинные и ложные ценности. В обстановке постоянного подчеркивания своих преимуществ, выражении пренебрежения к окружающим, не имеющим того, что является для этих семей главным, взрослые формируют у детей психологию потребителей. Дети в таких семьях вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами и бездельниками.
Примеры добра дома
Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи. В семье, где отец и мать не делят домашние заботы на «женские» и «мужские», одинаково уважительно и заботливо относятся друг к другу, своим родителям, детям, ребенок видит примеры доброго отношения к людям. С раннего возраста малыш живет в обстановке положительного отношения к окружающим, любви, дружбы, доверия, взаимопонимания.
Разговаривать, разговаривать и еще раз разговаривать друг с другом! Задача по своей формулировке простая, но в смысловом плане довольно сложная. Но возможная.
Для начала проработайте фундаментальные ценности развития личности ребенка, которые поспособствуют его эмоциональному, интеллектуальному, социальному и физическому развитию.
Одной из главных ценностей является любовь и забота. Ребенок должен чувствовать, что он любим и поддерживаем своими родителями и близкими. Опыт любви и заботы помогает ребенку развить эмоциональную безопасность, важную основу для его дальнейшего развития и самопринятия.
Уважение к себе и другим. Ребенок должен учиться уважать как себя, так и других людей, их права и мнения. Это поможет ему развить навыки эмпатии и социальной ответственности, а также научиться строить здоровые отношения с окружающими.
Независимость и самостоятельность. Ребенок должен быть поощрен в принятии решений и самостоятельности в выполнении задач, при этом получая поддержку и руководство от родителей и учителей. Развитие независимости помогает ребенку сформировать уверенность в себе и навыки проблемного мышления.
Трудолюбие и настойчивость. Ребенок должен учиться ставить цели и прилагать усилия для их достижения. Усилия и настойчивость помогут ребенку развить навыки самодисциплины и выработать привычку к работе.
Творчество и любознательность. Ребенок должен быть поощрен к творческому мышлению и поиску новых знаний. Развитие любознательности поможет ребенку стать открытым к новому и отточить навыки критического мышления.
Ответственность и надежность. Ребенок должен научиться быть ответственным за свои действия и слова, а также быть надежным для других. Это важные основы для развития самоконтроля и построения доверительных отношений с другими людьми.
Все эти ценности необходимо развивать в ребенке на протяжении всего его детства, чтобы помочь ему стать счастливым, уверенным в себе и успешным взрослым.
И еще раз про авторитет. Это не авторитарность. Это значит — «вторить», то есть быть одного мнения. В том числе на воспитание детей.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Слагаемые родительского авторитета — это поведение родителей в кругу семьи и вне ее, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу, взаимном уважении.
Юлия ШМИДТ,
д/с «Светлячок»
Фото из открытых источников