Кажись, выдохнули.
Правительство региона сняло ограничения на режим работы кафе, ресторанов, клубов и прочих развлекательных заведений. Теперь они могут потешать заглянувшую к ним публику хоть круглые сутки. Правда, публики этой все-таки не должно быть более 50 процентов от вместимости заведений. Впрочем, кто на это смотрит! Главное, рестораторы и прочие массовики-затейники вздохнули свободно. Дай бог, чтобы после этого их вздоха облегчения ручеек денежных поступлений в наш весьма скудный бюджет стал бы хоть чуточку полноводнее.

Как долго продлится это долгожданное счастье рестораторов и граждан, соскучившихся по массовым гуляньям в закрытых (равно как и в открытых) пространствах, вряд ли сегодня кому известно. Однако же наиболее расторопные свои корпоративы по случаю даже 23 Февраля уже успели провести практически так же, как в старые, добрые, доковидные времена — ограничения были сняты с 19 февраля.

Ну а в канун Международного женского дня развлекательная индустрия постарается оторваться по полной. Если, конечно, наберется достаточно желающих. Все-таки кризис — это не ограничительные меры по коронавирусу, и как бы того ни хотелось, отменить его в ручном режиме невозможно. Мы вот уже пару месяцев пытаемся таким образом цены на продуктовых прилавках регулировать, но пока как-то неудачно получается. На полную загрузку сферы услуг у местного населения может просто не хватить денег. А туристы нашу благословенную Хакасию, несмотря на все эти «АхУхВау», до сих пор объезжают стороной.

Тем не менее, пока мы довольны и тем, что на какое-то время у нас вновь случились послабления. Однако и медики, и вирусологи уже сейчас предупреждают о возможности третьей волны пандемии. На днях в эфире федерального телеканала об этом говорила представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович.

«Коллективного иммунитета достаточного еще нет, барьера еще нет. Если не будем осторожны, до третьей волны, возможно [дойдет]. Зависит от поведения людей», — заявила она (цитата по РБК).

Осторожный оптимизм вызывает статистика: на планете пятую неделю подряд снижается число случаев заражения. Россия постепенно возвращается к показателям октября. В Хакасии на большие февральские выходные мы ушли с 31 заразившимся за сутки.

Всего!

Да, это для нашей маленькой республики тоже много. Но еще несколько недель назад цифры были в разы больше. И все мы помним тот осенний ковидный апокалипсис, который накрыл Хакасию в ноябре. Вряд ли кому хотелось бы его повторения.

Впрочем, вполне возможно, что это лишь временная передышка. 2 февраля ведущий специалист НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи Федор Лисицын заявил «Интерфаксу», что «некоторая волна в России еще возможна <…> следующую вспышку [можно ждать] в 20-х числах марта — начале апреля».

Об угрозе третьей волны предупреждает и главный врач московской больницы № 40 в Коммунарке Денис Проценко. В интервью «Российской газете» он заявил, что жителей планеты ждет третья волна коронавируса COVID-19, потому как аналогичное развитие событий было и с другими вирусными эпидемиями.

«Это не мой прогноз, а результат трезвого исторического анализа. У нас же не первая атака вируса на человечество. Давайте окунемся в историю наших взаимоотношений с вирусными эпидемиями. Напри мер, вспомним «испанку». Или азиатский грипп в 1962 году. Потом свиной, птичий грипп», — сказал он.

Проценко отмечает, что все прежние эпидемии протекали в три волны и были связаны с сезонными вспышками весной и осенью.

У нас на пороге весна. И если вспомнить прошедший год, то именно весной и осенью мы получали взрывной рост заболеваемости. И именно с весенним потеплением может быть связана новая волна. Слегка обнадеживает лишь то, что теперь у человечества есть вакцина. И массовая вакцинация может существенно снизить число новых случаев.

С прогнозами своих коллег согласна и заместитель главного врача по лечебной части Абаканской межрайонной клинической больницы Ирина Ягодкина. В самый разгар коронавирусного кризиса минувшей осенью она исполняла обязанности главного врача больницы, когда работать приходилось сутками и без выходных.

На днях она пришла в студию программы «Во! Время…» на городском телеканале. И в завершение большого разговора я коснулся темы так называемой третьей волны:

— Сейчас об ограничениях, связанных с коронавирусом, в ежедневном режиме сообщают практически все мировые агентства. Европа закрывается. Однако в нашей стране полное ощущение того, что Россия победила коронавирус. По крайней мере, складывается такое впечатление. Ирина Ивановна, вы, как доктор, который уже прошел через адовы круги этой пандемии и который видел, как после летнего расслабления по осени нас накрыло чуть ли не апокалиптической волной, не опасаетесь ли вы того, что сейчас, после того, как мы выдохнем в феврале, а в марте расслабимся окончательно, весело отметив Международный женский день, нас накроет очередной волной?

— Вообще есть такие прогнозы, и связаны они не с эпидемиологическими волнами, которые характерны для любой инфекции: подъемы, спуски, плато и прочее. Скорее всего, подъем будет из-за того, что люди расслабились и, если вы обратили внимание, меньше стали соблюдать меры безопасности, то есть беречься. В том числе и старшее поколение. В разгар кризиса они,
в основном, находились дома. Сейчас не только выходят из дома, что в принципе правильно, нужно гулять на свежем воздухе, общаться. Настораживает то, что, может быть, в силу уже другого понимания мира, они перестали опасаться. А возможностей заражения в общественных местах, в магазинах, на рынках и так далее меньше не стало. И мы видим, как это все продолжается и потихоньку ползет.

Одно только могу сказать, что действительно в России имеется спад заболеваемости, и я думаю, здесь ключевую роль сыграла система санитарно-эпидемиологического надзора, которая в принципе не изменилась с советских времен. Более того, я вам скажу, что советская система здравоохранения сейчас копируется даже передовыми зарубежными странами именно потому, что она была направлена на профилактику заболеваний.

— Это та самая система, от которой мы отказывались в свое время?

— Мы то уходим от нее, то к ней возвращаемся. Во время пандемии у нас был включен очень активный эпидемиологический контроль. И правильно разработанные эпидемиологические мероприятия, может быть иногда даже слишком жесткие на некоторых территориях, позволили наиболее слабой группе — детям и пожилым, тем, у кого возможны срывы иммунитета — оставаться дома. А те, кто перемещался, активно выходил во внешнюю среду, заражался, болел, в это время вырабатывали коллективный иммунитет, давая тем самым возможность вирусу ослабеть.

— Но угроза третьей волны есть?

— Угроза есть. И, я думаю, прежде всего она будет вызвана активным перемещением людей и ослаблением бдительности, это во-первых.

Во-вторых, мы сейчас не столь активно обследуем население на наличие инфекции. В обязательное обследование — ПЦР-исследование на вирус — входит очень маленький, ограниченный контингент людей. Не очень активно это делают и работодатели. Поэтому у нас все больше появляется скрытых носителей. То есть, тех людей, которые представляют угрозу для окружающих, сами не зная этого. Мы это видим по стационару. И я могу сказать, что даже в период спада, за последние два месяца, уже трижды наши отделения закрывались на карантин.

— Что нужно сделать, чтобы весна не была ужасной, чтобы лето не прошло с оцепленной зоной отдыха, а мы могли ходить туда гулять?

— Прежде всего, основную надежду мы возлагаем на вакцинацию. Не секрет, что от черной оспы земной шар спасла вакцинация, от осложнений кори, от тяжелой дифтерии человечество спасла только вакцинация.

— Но на это может уйти достаточно много времени.

— Не суть важно. Это будет год, возможно. Возможно, два года, но зато потом мы сможем спокойно общаться друг с другом, зная, что не приносим друг другу проблем.

И вот чем еще коварна эта инфекция, самое главное: переболевшие не защищены от повторного заражения. А особенно переболевшие в легкой форме. И болеют они уже тяжелее. Я не пугаю. Примеры того, когда люди заражаются повторно, потому что уровень антител низкий, есть. Поэтому лучше подстраховаться, сделать анализ, и если уровень антител низкий, посоветоваться с врачом и привиться.

— А стоит ли прививаться в случае, если антител много?

— Не стоит. Если их много, то ваша прививка просто будет этими антителами задавлена, убита и кроме дискомфорта вам ничего не принесет.

Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *