Завтра, 19 января, православные абаканцы будут отмечать большой праздник — Богоявление Господне, или Крещение. В этот день церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

Страницы истории

Об истории праздника можно почитать на сайтах различных православных изданий. Если излагать кратко, в Евангелиях говорится, что Господь воплотился в Вифлееме и был признан сначала волхвами в качестве Царя и Мессии, а позже и другими уверовавшими в него людьми. Иоанн Предтеча, который позднее был назван Крестителем Господним, проповедовавший в окрестностях Иордана, говорил о скором пришествии Мессии и призывал каждого подготовиться к этому событию, а именно — покаяться и очиститься от грехов. В качестве символического перехода в новую жизнь он погружал людей в реку.

Иисус пришел к Иоанну и попросил его крестить. Пророк, на тот момент никогда не видевший Иисуса, понял, кто перед ним, удивился такой просьбе и сказал: «Мне надобно креститься от тебя, и ты ли приходишь ко мне?» (Евангелие от Матфея) На что Иисус ответил, что им надлежит исполнить всякую правду. Евангелист Лука так описывает Крещение Господне: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: “Ты Сын мой возлюбленный; в тебе мое благоволение!»« Именно в этот момент людям впервые явились три ипостаси Святой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Поэтому Крещение имеет второе название — Богоявление.

В чём суть праздника?

Если с историей Богоявления каждый из нас может ознакомиться самостоятельно, то разобраться, в чем суть этого великого праздника, человеку неподготовленному не так просто. Поэтому корреспондент «Абакана» попросил рассказать о том, что же именно мы празднуем 19 января, настоятеля Градо-Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, протоиерея Геннадия ФАСТА.

— Для многих наших современников Крещение, как правило — это лишь праздник воды, люди забывают, что на самом деле это праздник Христа. В православии нет праздника воды, так же как первый Спас — это не праздник меда, второй Спас — не праздник яблок, а Рождество Христово — это не праздник елки. Однако большая часть людей, что печалит церковь, знает лишь внешнюю, обрядовую сторону — лишь она вызывает интерес, а порой, как в случае со святой водой, и вовсе — ажиотаж. Поэтому хотелось бы еще раз напомнить абаканцам, что предстоящее празднование — это праздник Христа, но никак не праздник воды.

Данный великий день очень тесно связан с Рождеством Христовым. В Рождество Бог принял на себя человеческую природу, а в Крещении принял на себя грехи людские. Когда Иисус, будучи сам без греха, вошел в реку Иордан, где Иоанн крестил людей, тем самым он взял на себя их грехи. Иоанн Креститель, показывая на Него, говорит: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Нужно понимать, что взять на себя человеческую природу — это умаление божества, а взять на себя грехи человеческие — глубину этого таинства даже невозможно выразить словами.

В рождестве от Духа Святого и Девы Марии Иисус родился, а в Крещение 30-летний Сын Человеческий принимает Святого Духа, становится Помазанником Святого Духа — он нисходит в виде голубя. Приняв Дух Святой, Иисус становится Христом, потому что в переводе на русский язык это слово означает «помазанник», на еврейском языке — это Мессия. То есть Христос становится царем, происходит помазание на царство. Бог делает его царем в этом мире, где до него был другой царь — дьявол. Получается, что в Крещение дьявол низвергается, и воцаряется Христос.

Наверное, у многих может возникнуть такой вопрос: и после воцарения Христа люди как воевали, так и воюют, как бранились, так и бранятся, как блудили, так и блудят. Нужно понимать, что внешние изменения будут во Втором пришествии Христа. А сейчас царство Христа есть внутри нас, в наших душах. Теперь мы, находясь в порочном земном царстве, душою находимся в Царстве Христа. А куда делся дьявол, спросите вы? Он остался, но до крещения Иисуса, до его помазания на царство дьявол имел статус царя, а теперь он низвергнут, он — разбойник. Теперь каждый христианин может сделать то, что ранее не могли сделать пророки — изгнать беса.

С Крещением нашего Господа начинается преображение, обновление всего мира. Начинается все с воды. Вспомним: Христос, войдя в воду, освятил ее, «ниспровергнув власть дьявола над родом человеческим, сокрушил, уничтожил силу змия-диавола». Такое таинство происходит с водой в таинстве Крещения. Химические и физические свойства воды остались прежними, ее формула не изменилась — но это вода, очищенная от бесов. Как из воды появился первый мир, как из воды материнской утробы появляется человек в этот мир, так и сейчас, в таинстве Крещения, происходит рождение от воды — «…кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

То есть в Крещении вода становится освященной, теперь она пронизана Святым Духом — мы говорим о возобновлении мироздания. Обновляется весь космос, человек обновляется — в воде Крещения он как бы заново рождается духовно.

— Получается, надежды всех окунающихся в прорубь 19 января — мол, с них смоются все прежде совершенные грехи, они как бы заново родятся — справедливы?

— Такое в жизни человека возможно лишь один раз — при таинстве Крещения, а не ежегодно 19 января, в один день для всех. Нам прощаются все наши грехи лишь единожды — это происходит тогда, когда мы, отрекшись от греха, от зла этого мира, даем клятву верности Христу и обновляемся в таинстве Крещения. Человек не может рождаться многократно. Но однажды родившийся человек может много раз мыться, что и делает на протяжении всей своей жизни. Так и христианин, однажды родившийся в таинстве Крещения, омывается слезами покаяния — на протяжении всей жизни через таинство исповеди. В праздник Крещения христианин приобщается к новому мирозданию, обновленному миру через святую воду.

Церковь исповедует, что в День крещения «освящается вод естество», то есть освящаются все воды, а не только в храме. Накануне Крещения, 18 января, действительно освящается вода в храмах, а 19-го, непосредственно в Крещение, всегда выходят на освящение воды в реке — в нашем городе великий чин освящения воды в иордани на реке Абакан совершает архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан. Верующий человек, окунаясь в воду проруби, обновляет свое существо, свою природу, то есть заново приобщается к Божьей благодати.

— Если же окунается некрещеный человек, он не сможет ощутить Божьей благодати?

— Даже некрещеные люди на какой-то, пусть и крайне короткий, период времени оказываются в ином мире. Помню, еще в далекие советские годы женщина, преподаватель в университете, придерживающаяся атеистических взглядов, призналась мне, что когда она заходит в храм, то ощущает, что попадает в иной, совсем иной мир. Много позже эта женщина станет активной христианкой. Такое ощущение, понимание, что этот другой мир существует и человек может в него попасть — его чувствуют все, даже неверующие. Вот почему богоборцы в свое время разрушали храмы — они пытались разрушить этот самый иной мир.

— Отец Геннадий, такое интересное наблюдение — верно ли оно: традиция окунания в крещенскую прорубь существует только в России? Все остальные праздники — Рождество, Пасха и т. д., путешествуя либо просматривая телесюжеты, мы можем видеть и в других странах. Купания зимой в реках в праздник Крещения в других странах не происходит?

— Эта традиция, действительно, присуща лишь нам, россиянам. Больше нигде, даже в православных странах, такой традиции празднования Крещения не существует. Мы не видим в этом ничего плохого, это один из аспектов нашей чисто земной жизни. Церковь ведь не противится тому, что елку ставят и те люди, кто понятия не имеет об Иисусе, родившемся в Вифлееме. Так и в Крещение большинство людей, тех, кто еще не дорос духовно до праздника Христа, радуется празднику воды.

Также не замечено, чтобы в этот праздник кто-то из окунающихся в прорубь заболел. Я своими глазами, когда служил и жил на севере, видел, как 70-летние бабушки в минус 30 приходили к проруби на костылях и окунались в воду — и все было хорошо. Естественно, при окунании в прорубь все должно быть благоразумно. Окунаться следует лишь в тех местах, где обеспечены меры безопасности: есть спасатели, представители медицины, силовых структур. Одним словом, если потребуется помощь, чтобы ее было кому оказать.

— Спасибо за беседу, в завершение поздравьте, пожалуйста, абаканцев с праздником Крещения…

— Сердечно поздравляю всех жителей Абакана с этим святым праздником! Всем, кто еще не родился от воды и духа, кто еще не познал радости Крещения, искренне желаю познать эту радость — родиться от Бога. Всем крещеным горожанам желаю через празднование этого великого праздника вновь прочувствовать, ощутить в полной мере ту благодать Божью, что мы некогда получили в таинстве Крещения!

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из открытых источников

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *