Борису Михайловичу Кочетову — видному руководителю гражданской авиации Хакасии в 60–90-е гг., пилоту первого класса, освоившему все типы гражданских авиалайнеров, воспитавшему большой отряд хакасских авиаторов, 26 мая исполнилось 85 лет. В честь юбилея сегодня мы расскажем о жизненном пути этого удивительного человека.
Борис Михайлович Кочетов родился 26 мая 1936 г. в селе Тумботино Нижегородской области. С началом войны отец призван на фронт вместе с сыновьями Александром и Иваном. Александр погиб в боях под Смоленском. Мать осталась с шестью детьми и вынесла все тяготы военного времени. После войны, израненные, но живые, вернулись отец Михаил и брат Иван.
Окончив среднюю школу, Борис решил стать летчиком и в 1955 г. поступил в Усть-Кутское авиационное училище ГВФ, по окончании которого был направлен в Красноярское управление ГВФ, а потом в Абаканский авиаотряд. Дальнейшая работа Кочетова связана с Хакасией, где он проработал более 45 лет.
Первые годы летал на самолетах легкого типа: ПО-2, ЯК-12, ЯК-2. Начальство видело его успехи, высокое трудолюбие, старательность, практический опыт и назначило сначала командиром звена, а затем эскадрильи. Приходилось летать на самолетах санитарной авиации туда, где отсутствовали какие-либо взлетно-посадочные полосы. Летать приходилось в населенные пункты, куда, как говорит сам Борис Михайлович, не ступало ни одно шасси самолета.
С ним летали лучшие врачи областной больницы — Петр Михайлович Дягилев, Надежда Николаевна Гончарова, Борис Леонтьевич Мутиц и другие.
Не менее сложными были работы на химобработке совхозных полей. Работы начинались до восхода солнца и заканчивались после его заката. Спать приходилось по 3–4 часа. Летали на бреющем полете в пяти метрах от земли. Посадки осуществляли только для заправки самолетов, загрузки удобрениями и химикатами. Эти сельхозработы страшно изматывали. Поэтому противопожарные полеты казались легкой прогулкой.
В 1964 г. Кочетов поступил в Ленинградское высшее авиационное училище гражданской авиации. После его окончания он назначается командиром летного отряда в Абакане, в это время парк авиаотряда стали пополнять самолетами АН-24. Это потребовало переподготовки и обучения летного состава и ИТР.
Население Хакасии и юга Красноярского края быстро привыкло к этому мобильному, удобному, а главное — дешевому виду транспорта. Билет до Красноярска стоил 8 рублей, а купе пассажирского поезда — 11. При этом ежедневно только в Красноярск выполнялось более 20 рейсов, практически каждый час.
Расширяется география сообщений, открыты авиалинии в Алма-Ату, Семипалатинск, Барнаул, Новокузнецк, Омск, Иркутск, Братск, Енисейск, Хатангу, Норильск. Борис Михайлович назначается заместителем, затем командиром эскадрильи АН-24, затем командиром авиаотряда. С 1974 г. по 1996 г. он — начальник Абаканского авиапредприятия.
Кочетов прошел курсы переподготовки для летчиков на самолетах ТУ-154 и летал в качестве командира этого лайнера.
В те годы проводилось перевооружение порта новой техникой. Поступали и осваивались грузовые АН-26, вертолеты МИ-2 и МИ-8. Это потребовало полной реконструкции и достройки материально-технической базы, в том числе ангаров, средств навигации, нового авиавокзала и большого количества жилья для авиаторов.
Трудности при строительстве состояли не в отсутствии денег. Их министерство выделяло из прибыли. Но под эти деньги нужны были лимиты на капитальное строительство. Вести же такие работы без лимитов считалось едва ли не преступлением, и никакой самостоятельности не допускалось. Можно было иметь хорошую прибыль, но, как выражался Г.А. Вяткин, построить без разрешения Москвы или Красноярска можно было только туалет, да и то, если он был неблагоустроенным. Все строительство велось «хозяйственным» способом. Правда, можно было и потерять голову, если нарвешься на крутого бюрократа или формалиста. Кочетов смело пошел на «хозспособ» строительства и не стал сидеть и, как говорят, ждать летной погоды.
Так был построен 9-этажный дом на 230 квартир. Но все же при строительстве Борис Михайлович получил выговор, он вспоминает: «Я до сих пор смотрю на этот дом, как на памятник моему взысканию. Правда, выговор через год сняли, а дом стоит до сих пор. В нем справили новоселье и получили квартиры все нуждающиеся авиаторы и работники аэропорта. Жилищная проблема была полностью решена».
Следующей огромной заслугой Бориса Михайловича является удлинение и реконструкция взлетно-посадочной полосы (ВПП). Авиапром приступил к эксплуатации новых тяжелых ТУ-154, которым были необходимы более удлиненные ВПП. Строительству предшествовали разработка проекта, поиск подрядчиков и источников финансирования.
Сама хакасская земля помогла строительству. Когда вскрыли и убрали верхний слой почвы, то под ним оказались многометровые галечники. Оставалось усилить их и покрыть асфальтом — в соответствии со стандартами для ВПП. Когда все было готово, Кочетов позвонил и доложил министру. Ни в каких планах эта готовность не значилась. Министр был приятно удивлен такой инициативой и направил технический рейс ТУ-154. Его встречали митингом и цветами. Полоса протяженностью 3200 метров была принята для постоянной эксплуатации с отличной оценкой. Установив новое навигационное оборудование, порт получил статус международного и стал принимать все виды тяжелых самолетов.
Были сведения, что секретарь крайкома партии Федирко, узнав о «дерзости» в Хакасии — строительстве ВПП, пришел в ярость и долго бичевал своих помощников за то, что Хакасия снова утерла нос краю, а в Красноярске в то время ТУ-154 не приземлялись. Потом встал вопрос о строительстве нового здания аэровокзала. Строили всем городом и хозяйственным методом. Вскоре Абакан получил новое, красивое и просторное здание с национальными орнаментами и прочими элементами внутреннего и наружного дизайна.
В 1996 г. Бориса Михайловича проводили на пенсию, но он еще 7 лет работал на разных должностях в своем коллективе.
Он неоднократно избирался депутатом городского и областного советов, членом бюро ГК КПСС. Ему присвоено почетное звание «Отличник Аэрофлота СССР». Кочетов награжден многими грамотами и медалями, а также орденом Трудового Красного Знамени.
Спасибо вам и низкий поклон, Борис Михайлович, за все, что вы сделали для развития предприятия и его коллектива. Здоровья вам, поздравляем с юбилеем. Долгих вам лет!
Виктор ИВАНЕНКО