Кругозор
Неоптимальные и ошибочные финансовые решения людей часто объясняются когнитивными искажениями (то есть ловушками, ошибками мышления). Как считают экономисты, влияние искажений можно смягчить за счет воздействия по двум ключевым направлениям – на поведение людей и на среду, в которой люди принимают решения. На среду мы с вами, уважаемые читатели «Абакана», повлиять не имеем возможности, а вот прислушаться к советам экспертов, чтобы не совершать финансовых ошибок из-за собственных когнитивных искажений и не попадаться в ловушки маркетологов, будет делом полезным.
Почему мы принимаем «близорукие решения»
Принимая финансовые решения, люди часто делают неоптимальный выбор из-за поведенческих особенностей и когнитивных искажений. Например, ограниченное внимание мешает тщательно сравнивать альтернативные товары, услуги и финансовые продукты, что увеличивает расходы на выплаты по кредитам. Смещение к настоящему, при котором немедленное меньшее вознаграждение выглядит предпочтительнее будущего более весомого, положительно связано с ростом задолженности домохозяйств и просрочками платежей по кредитам. Ментальный учет – мысленное разделение дохода на части в зависимости от источника поступлений (зарплата, бонус, кешбэк) – приводит к неоптимальному распределению ресурсов.
Подобные когнитивные искажения и связанные с ними неоптимальные решения могут быть более выражены в зависимости от индивидуальных характеристик. Например, бедность и финансовый стресс увеличивают вероятность «близоруких решений», усиливают нетерпеливость и снижают когнитивные способности. При этом более низкие когнитивные способности обычно связаны с более частыми ошибками в оценке вероятностей.
Существование поведенческих аномалий создает возможности для продавцов по использованию их для извлечения прибыли – например, за счет автоматических подписок, усложнения дизайна комиссий, уменьшения заметности платных услуг и пр. Чем больше данных продавцы собирают о потребителях, тем проще для них становится дискриминация на основе поведенческих характеристик.
Все вместе это создает двусторонние эффекты. Эксплуатация поведенческих искажений потребителей вызывает дополнительные потери благосостояния наиболее социально уязвимых групп. Снижение благосостояния, в свою очередь, может приводить к росту стресса, который провоцирует новые ошибки и неграмотные финансовые решения, чем вызывает новые потери благосостояния.
Однако влияние когнитивных искажений при принятии финансовых решений можно смягчить с помощью поведенческой экономики. Обзор таких способов опубликован в журнале «Деньги и кредит». Исследователи-экономисты приводят возможности применения поведенческой экономики как для воздействия непосредственно на принятие людьми финансовых решений, так и для изменения среды, в которой люди принимают решения.
Формируем новые установки
Смягчить влияние когнитивных искажений можно посредством влияния на поведение людей за счет обучения финансовой грамотности, развития финансовой культуры, повышения внимательности, предоставления людям инструментов борьбы с когнитивными искажениями.
Исследования подтверждают связь между финансовой грамотностью и финансово грамотным поведением. Так, эксперименты показали, что люди с более высокими показателями финансовой грамотности выбирают более выгодные пенсионные счета и менее зависимы от поведения своего окружения. Также такие люди, как правило, обладают сбережениями и менее уязвимы для финансовых шоков. Финансовая грамотность также положительно связана с участием в финансовых рынках и отрицательно – с использованием неформальных источников заимствования.
Для повышения финансовой грамотности можно, во-первых, не только давать знания, но и формировать финансовые установки. Во-вторых, обучать упрощенным практическим правилам – например, «всегда откладывайте в сбережения не менее 10% своего дохода».
По данным исследований, влияние программ финансовой грамотности на финансовое поведение снижается с течением времени. Поэтому человеку, возможно, будут полезнее короткие образовательные программы, которые он сможет пройти именно в тот момент, когда ему эти знания нужны и когда он их может сразу применить. К таким программам можно отнести, например, обучение заемщиков, уже столкнувшихся с проблемой невозврата долга, или обучение мигрантов, когда они сталкиваются с необходимостью выбора канала для отправки денег в свою страну. Своевременность предоставления образовательных программ особенно важна для уязвимых групп населения. Поскольку финансовая грамотность не всегда ведет к ответственному финансовому поведению, важно формировать ценности и установки, поддерживающие финансово грамотное поведение, в частности длинный горизонт планирования и ответственности. При этом важно учитывать социокультурные особенности общества. Так, данные одного из международных исследований показали, что российские потребители более нетерпеливы (отдают предпочтение меньшим выгодам сегодня по сравнению с большими выгодами в будущем), чем население большинства европейских стран. Это может создавать дополнительные сложности в финансовом поведении, проявляющиеся в избыточном потреблении, проблемах с погашением вовремя кредитов и недостаточных сбережениях на будущее.
Важное значение имеет информирование о существовании когнитивных искажений, а также обучение способам борьбы с ними. Само осознание наличия когнитивных искажений может помочь ограничивать их действие при принятии финансовых решений. Так, в сфере сбережений к перспективным инструментам ограничения когнитивных искажений можно отнести следующие:
– целевые накопления с возможностями визуализации цели;
– добровольные ограничения, заранее установленные человеком и позволяющие ему в момент искушения ограничивать свои траты и смягчать проблему недостатка самоконтроля;
– автоматические отчисления на сберегательный счет;
– «налоги» на расходы, устанавливаемые человеком самому себе и приводящие к тому, что с каждой покупки определенный процент отчисляется на специальный сберегательный счет;
– системы напоминаний, на которые человек может подписываться через сообщения или электронные письма для борьбы со своей невнимательностью.
В сфере потребления перспективно предоставление пользователям инструментов, позволяющих им в удобной форме структурировать и контролировать доходы и расходы; устанавливать лимиты на расходование средств; ставить финансовые цели и давать публичные обещания по их достижению. В сфере кредитования – предоставление инструментов, позволяющих настроить автоматические платежи по кредитам, а также подписаться на автоматические отчисления.
Изменение среды принятия решений
Поведенческая экономика может использоваться для стимулирования финансово грамотного поведения путем изменения условий, в которых человек принимает решения. В том числе, например, через «подталкивание» к желаемому поведению, регулирование и изменение информационной среды.
Если стандартное регулирование, связанное с запретами, налогами и субсидиями, обычно рассматривается как пример «жесткого» патернализма, то концепцию «подталкивания» обычно связывают с «мягким» патернализмом, подразумевающим, что человек будет сохранять свободу выбора, но выбор будет структурирован таким образом, чтобы подтолкнуть к финансово грамотному решению. Например, автоматическое подключение работников к реализуемым в компании-работодателе сберегательным программам – при сохранении свободы выхода из них и изменения ставки сбережений – приводит к тому, что люди начинают заметно больше сберегать. Способность потребителей принимать оптимальные экономические решения заметно ухудшается, если они сталкиваются со сложной, неоднородной, непрозрачной информацией. Поэтому регулирование требований к информированию потребителей связано с упрощением доступа к значимым данным, облегчением возможности сравнивать характеристики похожих товаров и услуг и повышением информационной прозрачности.
Наконец, еще одно направление поведенческого регулирования связано с ограничением практик ценообразования, задействующих поведенческие искажения потребителей. К таким практикам можно отнести, например, «капельное» ценообразование. При нем покупатель видит сначала только часть цены, а затем на более поздних этапах к исходной цене добавляются дополнительные сборы и услуги, в результате которых итоговая цена существенно превышает первоначальную. Такой тип ценообразования затрудняет сравнение аналогичных товаров и услуг, поскольку требует значительного времени и когнитивного ресурса. Кроме того, в ходе покупки может проявляться эффект владения – формирование у человека ощущения «собственности» по отношению к товарам, которые он, например, уже выбрал и положил в корзину, но еще не оплатил, и этот эффект может затруднять отказ от уже «приобретенного» в пользу более выгодной позиции (которую к тому же еще надо искать). Результаты исследования показывают, что «капельное» ценообразование наносит наибольший ущерб финансовому благополучию потребителей.
Несмотря на значительный потенциал использования концепций поведенческой экономики для стимулирования финансово грамотного поведения главным всё же остается работа с более фундаментальными проблемами – низким уровнем доходов, несовершенством институциональной и регуляторной среды и т. д. Использование поведенческих инструментов должно дополнять, а не подменять решение этих проблем, считают ученые-экономисты.
По материалам econs.online
Фото из открытых источников

