Накануне «Российская газета» попыталась выяснить, почему подсолнечное масло может подорожать. Собственно, «почему может», продукт дорожает второй год подряд. Причем в Хакасии наиболее часто меняется сумма на ценнике в текущем году: в январе средняя цена литра подсолнечного масла составляла 136,39 рубля, в мае она подросла до 144,57 рубля, в октябре продолжила рост – 149,45 рубля. Ноябрь эту негативную тенденцию поддержал: в течение двух недель средняя стоимость подсолнечного масла увеличилась со 150,25 до 151,36 рубля.
В предыдущие годы средняя цена социально значимого продукта менялась не столь динамично: в январе 2019 года его можно было купить за 95,44 рубля, в декабре – за 97,05 рубля. Такой же незначительный рост Красноярскстат фиксировал в 2018 году: в течение двенадцати месяцев его средняя стоимость увеличилась с 93,37 до 95,57 рубля.
Прогнозы, увы, не радуют. Производители подсолнечного масла предупредили о рисках подорожания своей продукции: аграрии придерживают семечку в ожидании лучшей стоимости, а торговые сети после заморозки цен включили маркетинговые сборы с поставщиков, уточняет «Российская газета».
Из-за того, что аграрии придерживают подсолнечник, при хорошем урожае мощности переработчиков оказались недозагружены. Что уже в сентябре привело к падению производства масла на 30% по отношению к прошлому сентябрю, рассказал «РГ» исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев.
Когда весь объем хлынет на рынок, маслозаводы просто не смогут переработать его, что обвалит стоимость масличных на внутреннем рынке. Уже сегодня под давлением роста экспортной пошлины на масло на декабрь (выросла на 82 доллара за тонну), а также снижения котировок по декабрьским экспортным контрактам (упали на 80 долларов за тонну) маслоэкстракционные заводы понизили закупочные цены на семечку до 33 тыс. рублей за тонну без НДС.
Кроме этого, торговые сети, ссылаясь на окончание действия соглашения о заморозке цен (действовало до 1 октября), возобновили практику выставления бонусов поставщикам в 5%, что неизбежно в условиях отрицательной маржинальности приведет к росту отпускных цен поставщиков, предупреждает Мальцев.
Вместе с тем, есть основание полагать, что потребителям более близка позиция по проблемам ценообразования на продовольственные товары генерального прокурора Игоря Краснова, озвученная накануне на пленарном заседании Госдумы в рамках «правительственного часа».
«Мы не брали в расчет объективные факторы роста цен, сосредоточив внимание на явных нарушениях законов, проявлениях элементарной жадности у поставщиков, продавцов и посредников. Только в первом полугодии прокурорами выявлено более тысячи подобных нарушений.
Нередко причиной роста цен являлся картельный сговор. Например, подобные нарушения выявлены в Забайкальском крае, где его результатом стало завышение цен на хлеб, в Республике Тыва – на сахар и растительное масло, в Республике Алтай – на молочную продукцию».
Жаль, информацию о таком принципиальном реагировании и привлечении виновных к ответственности в Хакасии встретишь не часто.
Подготовила Любовь Жиц