Рубрика: детский мир

ЗАЙЧИК-ЛЮБОЗНАЙЧИК, ПОЧЕМУЧКА И КАПЕЛЬКА

Дидактические игрушки помогают дошколятам познавать окружающий митр

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей дошкольного возраста. Изыскания предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «как?» и «почему»? Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерности в преобразовании опыта.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Овладение способами практического взаимодействия со средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.

Именно поэтому перед воспитателями стоит задача создать условия для развития активности и самостоятельности дошкольников в познании окружающего мира.

Для достижения поставленной цели педагоги абаканского детсада «Антошка» разработали систему работы, которая проводилась по двум направлениям:

1) живая природа;

2) неживая природа.

В детском саду создана предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности и новизны с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это центр экспериментирования, где детям предоставлена свобода выбора для исследовательской деятельности. Центр художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постоянно пополняются в связи с разрешением тематики экспериментов.

Материалы, находящиеся в лаборатории, распределяются по разделам: «Песок, земля и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина». Здесь имеется оборудование: приборы-помощники, природный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители: пищевые и непищевые, медицинские и прочие материалы.

Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, педагоги изготовили дидактические игрушки – Почемучку и Зайчика-Любознайчика, Капельку, которые делают первые открытия вместе с детьми. «Живут» персонажи в центре экспериментирования и, как дети группы, хотят многое узнать и всем интересуются. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

Воспитатели активно применяют всевозможные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приема пищи, игр, занятий на прогулке. Обязательно происходят сюрпризные моменты, разбираются проблемные ситуации, детей вовлекают в различные виды деятельности: чтение художественной литературы, составление рисунков по воображению, рассматривание репродукций с изображением природных объектов.

Для распространения педагогического опыта проводятся открытые просмотры познавательных занятий, а также консультации для педагогов и родителей.

Воспитатели «Антошки» разработали перспективное планирование, конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования, опытов с почвой, снегом, песком, водой и магнитом.

Таким образом, в процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цели, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы (Почему? Зачем? Как? Что будет? Если?).

В результате у дошкольников повышается интерес к экспериментальной деятельности, они приобретают умение самостоятельно ставить простой эксперимент, учатся видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, осознавать роль природы в жизни человека.

Екатерина Кугушева,
Наталья Готфрид,
Наталья Морозова, д/с «Антошка»