Взрослые, а тем более родители, понимают, как важно быть уверенным, уметь нести ответственность за свою жизнь, понимать других, выстраивать отношения, уметь решать конфликты… Но, к сожалению, всё это остается за рамками школьной программы. А такие знания и умения крайне важны. Именно из этой мысли и родилась идея создания проекта «Крылья». Организаторы — руководитель детского клуба Елена ФЁДОРОВА, бизнес-тренер Александр НИКОЛАЕВ и психолог Надежда ВАХРУШЕВА. Они подробно рассказали о первых шагах и победах своих подопечных, и не только.

— Каковы предпосылки зарождения проекта — ваши наблюдения или личный опыт?

Елена: — И то и другое. Ведь растут собственные дети и те малыши, с кем мы работаем. Наблюдаем, как они взрослеют, у них появляются другие, более серьезные проблемы. А значит, нужно давать им что-то другое. Не менее важным является доверие родителей по отношению к нам. Вот тогда и начали появляться мысли о создании обучающего пространства для детей постарше.

Александр: — В течение трех лет мы коллективно проводили тренинги для родителей, на которых рассказывали про основные, базовые навыки. Но эта идея потом стала развиваться, и почему бы не поработать с подростками начиная с 10 лет? Ведь они тоже в свое время станут родителями, будут нести ответственность, учиться решать конфликты.

Надежда: — Сейчас наблюдается такая тенденция, что, во-первых, подростковое поколение немного запущено. То есть, родители уже не уделяют им должного внимания, считая, что в школе всему научат. Их проблемы не кажутся взрослым такими уж важными, они уверены, что дети уже сами взрослые и могут всё решить. И во-вторых, дети стали рано взрослеть. Если раньше подростками были дети 13–15 лет, а 10 лет — это еще малыши, то сейчас эти дети в некоторых делах начинают проявлять себя как взрослые. Нет опыта взросления в нормальной среде, поэтому дети сами по себе развиваются, что не всегда хорошо сказывается потом на их взрослой жизни.

— Но ведь эти проблемы были всегда: неуверенность, непонимание себя и других, сложность выстраивания отношений и т. д. Почему же именно сейчас возникла идея создания проекта «Крылья»?

Елена: — Думаю, что просто мы сами созрели для этого проекта. Тут можно провести параллель с собственным детством, вспомнить, какие тогда были проблемы. Всё меняется, это неизбежно, но всё же психологические процессы взросления практически не отличаются. Просто в процесс жизни добавляются новые элементы, например гаджеты.

— А школьные программы не делают на этом акцент?

Александр: — Как мне думается, совершенно нет. Ни курсов, ни тренингов. У школы свои задачи и программы. Делается акцент исключительно на изучение предметов, получение хороших отметок и сдачу ЕГЭ. Однако это вовсе не значит, что психологические основы детям не нужны. Кому больше пригодится физика или, например, химия — вопрос спорный, а вот родителями станут 95% детей, а общаться друг с другом будут все 100%. Многие вещи, из которых и состоит почти вся наша жизнь, не изучаются.

— Проект «Крылья» — что в него входит?

Елена: — Прежде чем говорить с детьми о психологии, мы проводим много занятий на командообразование, где вместе учатся работать и мальчики, и девочки. Всё это нужно, чтобы дети для начала приняли друг друга, не боялись работать вместе. Есть упражнения на доверие или тактильное восприятие. К сожалению, всегда существовала такая проблема, что девочкам «трудно» найти подход к мальчикам, а мальчики, в свою очередь, не знают, как себя вести с девочкой. Мы же, прибегая к игровой форме, формируем у подростков доверительную среду, в которой они будут свободно общаться, взаимодействовать и не стесняться говорить.

Александр: — Общение — одна из самых важных проблем у подростков. С родителями, со сверстниками и с противоположным полом. Ведь девочки для мальчиков — это совершенно иной мир. Поэтому в рамках проекта очень много внимания уделяется развитию таких навыков. А отношения с противоположным полом — это еще и в перспективе формирование семейных отношений, рождение детей.

Надежда: — Поскольку этот проект долгоиграющий, рассчитанный не только на время каникул, спектр его занятий будет меняться, дополняться. Программа довольно гибкая. Сейчас прошло только несколько занятий. И каждый раз мы собираемся группами по 9 человек и изучаем какую-то определенную тему. Путем не только игр, но и дискуссий, просмотров видеороликов с обсуждениями.

А если говорить конкретнее, то на одном из первых занятий мы с группой говорили о том, как правильно ставить цели и достигать их, про ответственность за свое будущее. Далее ребят ждут занятия по навыкам не только поиска, но и отбора информации, умения отличить правду от фейка. Кроме того, ребенку для развития и понимания себя в обществе нужно знать и применять на практике качества настоящего друга, искать его и поддерживать с ним отношения. И также общение с родителями. Детей очень беспокоит, что родители не понимают их, не воспринимают всерьез их переживания и проблемы, поэтому не хотят слушать.

— Родители тоже будут участвовать в проекте?

Елена: — Работа с родителями занимает значительное место. Первый шаг — это собрание для родителей клуба, а на будущее мы уже наметили создать что-то вроде родительского клуба, чтобы на них обсуждать уже более конкретные темы. Всё это нужно для их большего понимания, что конкретно дети делают на наших занятиях, что им это даст, как поможет родителям понять детей и наоборот. Нужно, чтобы всегда была обратная связь. Вполне возможно, что появится еще один неофициальный формат — мини-походы, экскурсии по предприятиям, когда родители и дети будут вместе.

— Как прошли первые занятия? Удалось ли заинтересовать участников?

Надежда: — Интерес на самом деле большой. И пока положительный. Особенно ребятам нравится работа с самовыражением. Бывает, что кто-то боится отвечать у доски, потому что на него весь класс смотрит. Со мной после занятия один мальчик поделился тем, что всегда неуютно чувствовал себя у доски, хотя хорошо знал тему, по которой отвечал. А на наших занятиях он даже сам не заметил, как встал и начал отвечать на вопросы, и при этом совершенно не чувствуя страха и скованности.

Кроме того, в процессе работы психолог и дети начинают меняться ролями. То есть участники начинают сами предлагать какие-то правила для проведения занятия, и каждый раз их становится всё больше. И порой такие креативные… Интересно, дойдет ли когда-нибудь до того, что дети станут уже сами вести занятия? Ведь лидеры в группах уже выделяются.

Елена: — Кроме того, ребята ведут дневники наблюдения и развития, куда записывают цели и шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь желаемого. Вполне возможно, что эти записи в конце проекта помогут и детям, и взрослым увидеть процесс изменения и развития своих детей. Знаете, такое своеобразное общение нынешнего «я» с прошлым.

— Уверена, что проект подарит всем его участникам их собственные крылья, на которых они полетят во взрослую жизнь счастливыми, самостоятельными людьми и любящими родителями. Желаю вам всем больших успехов в этом деле! Спасибо за беседу.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архивов специалистов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *