В предисловии к публичному докладу Фонда развития городского самоуправления об открытости законодательных органов государственной власти регионов, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко акцентировала внимание на ключевом моменте: «Запрос на открытость власти, на ее отзывчивость сегодня очень велик».

Похоже, уровень открытости законодательной деятельности парламент Хакасии интересует меньше всего. В рейтинге открытости парламентов российских регионов Верховный Совет за год мигрировал на 12 позиций вниз – с 62 на 74 место. При этом итоговая оценка открытости регионального парламента в течение трех лет сократилась с 49,39 до 42,81 балла.

Худшие позиции в рейтинге открытости по итогам минувшего года заняли Законодательное Собрания Кузбасса (70 место), Верховный Совет Хакасии (74-е), Государственное Собрание – Эл Курултай Алтая (83-е) и Верховный Хурал Тувы (84-е).

По мнению экспертов Фонда развития городского самоуправления, эталоном открытости, причем не только для сибирских, но и российских законодательных органов, служит Законодательное Собрание Алтайского края. По сравнению с предыдущим рейтингом краевой парламент повысил уровень открытости с 73,15 до 75,93 балла, сохранив за собой пятое место. Рывок Томской области с 23 на 6 шестое обеспечил рекордный плюс зачетных баллов, обратный путь проделала Новосибирская область: в 2021 году она занимала 9 место, год спустя переместилась на 22 позицию. Мигрировал вниз с 28 на 35 место Красноярский край, Кузбасс тоже скатился вниз – с 51 на 70 место.

Открытость региональных парламентов эксперты тестировали по многим критериям, в том числе по наличию трансляции пленарных заседаний, а также комитетов и комиссий, доступности на официальном сайте архива видеозаписей, публикации стенограмм и результатов голосования.

Кроме того, открытость законотворческой работы эксперты оценили активности парламентов в социальных сетях. Как оказалось, популярные коммуникационные платформы у хакасских парламентариев не в чести. Как отмечается в аналитической записке к рейтингу открытости, «в текущем году выявлены лишь два региональных законодательных органа, не работающие в социальных сетях — это Парламент Кабардино-Балкарской Республики и Верховный Совет Республики Хакасия. В предыдущем году не имели аккаунтов в социальных сетях 16 парламентов».

Свое очередное (третье по счету) исследование Фонд развития городского самоуправления н случайно назвал «Парламент на ладони». Итоговый рейтинг учитывает результаты ранжирования законодательных органов по многим параметрам, в том числе и по «цене открытости». В рейтинге региональных парламентов по соотношению открытости и бюджетных расходов в 2022 году Хакасии досталось место в подвале ранжированного списка – 80 позиция.

Самые весомые расходы на содержание парламента в абсолютных цифрах несут бюджеты Красноярского края (789,6 млн рублей), Иркутской (564,2 млн) и Новосибирской (502,9 млн) областей. Наименьшие затраты эксперты отмечают в Хакасии (144,2 млн), Туве (145,4 млн) и Кузбассе (153,1 млн).

Однако по затратам в расчете на одного избирателя получается довольно странная картина: если в Кузбассе на одного избирателя приходится 79,73 рубля, то в Хакасии на порядок больше – 364,75 рубля. В расчете на одного избирателя в Красноярском крае затраты составили 385,55 рубля, в Алтайском крае – 155,52 рубля. Впрочем, лидерство по значению подушевого показателя удерживает глубоко дотационная Тува – 716,46 рубля.

Как отмечают авторы исследования «Парламент на ладони», оно адресовано органам государственной власти, руководителям и депутатам региональных парламентов, средствам массовой информации, а также широкому кругу читателей. Именно им предстоит в начале сентября сформировать новый состав регионального парламента, оказав электоральную поддержку тем или иным претендентам на депутатский мандат.

Подготовила Любовь Жиц

 

parliament-na-ladoni-3.pdf (gorodskoedelo.ru)

ссылка на рейтинг

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *