В середине ноября свои двери для поклонников Мельпомены распахнул Хакасский национальный драматический театр имени А.М. Топанова. В этом году коллектив открыл свой 91-й творческий сезон. Театр обозначил его сезоном изучения своего прошлого, чтобы через переосмысление наследия сделать шаг в будущее.
6 ноября 1931 года — день образования Хакасского национального театра. Наркомпрос РСФСР поручил организацию его открытия хакасскому писателю, начинающему драматургу, актеру, страстному пропагандисту национальной культуры Александру Топанову. Труппа была скомплектована из одаренных студентов педагогического техникума и слушателей совпартшколы Абакана. Александр Михайлович стал первым художественным руководителем театра, первым директором был назначен Иван Васильевич Коков.
В день открытия в здании школы, расположенной на берегу реки Абакан, под громкие звуки духового оркестра, исполнявшего «Хакасский марш», перед зрителями предстали молодые актеры в синих блузах. Они маршировали, строили пирамиды и при этом выкрикивали текст, написанный А.М. Топановым — «Чонға — наа театр» («Народу — новый театр»).
Театр 30–40-х годов был поистине лабораторией поисков, где формировались таланты, писались и переводились пьесы. Молодой коллектив ставил пьесы С. Миткижекова, К. Самрина, А. Топанова, М. Кокова, М. Кильчичакова, исполнялись танцы народов мира, стихи русских и хакасских авторов, народные тахпахи, песни, затем вошли в репертуар пьесы русских и зарубежных классиков. Благодаря легендарной актрисе Екатерине Начиновой и Николаю Кокову на хакасском языке звучали бессмертные произведения Мольера, Островского, Гоголя.
Об активной работе труппы свидетельствует отчет за 1934 год, в котором отмечается, что «театр обслужил все районы области, показав 112 спектаклей, в числе которых 36 больших форм, 39 национальных, 44 смешанных, 24 русских. Обслужено 37 500 зрителей — рабочих, колхозников, из них 17 тысяч хакасов».
Первое выступление артистов
В молодом театре не было профессиональных актеров, в связи с этим в 1932 году руководством области была направлена докладная записка в краевые органы власти и в отдел национальности при ВЦИКе, ВЦСПС с просьбой об оказании практической и методической помощи молодому театру. Так национальный театр в 1937 году был реорганизован в театр-студию.
Трехгодичная студия Хакасского театра принесла огромную пользу актерам, но не исчерпала проблему кадров. В 1939 году состоялся первый целевой набор в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского, куда были направлены 24 абитуриента из Хакасии — в мастерскую Я.Б. Фрида. Судьба студии была трагична. Многие молодые актеры не вернулись домой, ведь началась Великая Отечественная война. Юноши добровольцами ушли на фронт, девушки по путевке Дзержинского райкома ВЛКСМ остались защищать Ленинград. Они рыли противотанковые рвы, обезвреживали зажигательные бомбы, дежурили в госпиталях, маскировали памятники в Летнем саду, спасали художественные произведения Эрмитажа.
Весной 1942 года после прорыва блокады в театр вернулись К. Чаркова, Е. Килижекова, Т. Баинова, А. Тодикова, А. Тодышева, А. Заболотникова. Годы войны были сложными для народа и страны, но театр жил и работал, укрепляя дух людей и их веру в Великую Победу.
С 1940 по 1945 годы были поставлены спектакли по пьесам Н. Гоголя, А. Чехова, Б. Лавренева и ряд антифашистских концертов режиссерами И.С. Самохваловым, А.М. Топановым, Н.И. Коковым. Состоялись премьеры: первой драмы М. Кокова «Акун» (20 октября 1940 года, этот день считается днем рождения хакасской драматургии) и музыкальной комедии А. Топанова «Одураченный Хорхло» (22 мая 1942 года).
В 1951 году в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского была набрана 2-я хакасская студия (мастерская народных артистов РСФСР О. Казико и Г. Галофрэ).
1954 год — в целях творческого и финансового укрепления Хакасский национальный театр и Театр русской драмы имени М.Ю. Лермонтова были объединены под одним художественным и административным руководством, сохранив при этом два самостоятельных творческих коллектива. Через два года, в 1956-м, успешно окончив институт, в театр вернулись выпускники второй хакасской студии, среди которых А.И. Тодикова, талантливая актриса, которой не удалось закончить обучение в первой студии. На второй курс поедет А.Т. Щетинин, в будущем эти два талантливых артиста прославят Хакасию своим искусством, их имена будут знать во многих городах братских республик. Они — одни из первых хакасских актеров, получивших почетное звание «Залуженный артист РСФСР».
Конец 50-х годов — ренессанс в истории развития хакасского театра. Этому способствовало слияние двух начал: прекрасные актеры, которые стояли у истоков зарождения театра (Е.П. Начинова, А.А. Шурышев, А.В. Щукин и др.), приход талантливой молодежи и появление молодого, незаурядного режиссера А.В. Тугужекова (1957 г.), с именем которого связано целое десятилетие в развитии театрального искусства Хакасии. А.В. Тугужеков окончил Московский государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского. Постановки первого хакасского режиссера отличались гражданственностью. Это «Ожившие камни» М. Кильчичакова и «Последняя просьба» А. Ларинчукаса. К 250-летию присоединения Хакасии к России в сотрудничестве с композитором А.А. Кенелем и сценографом Л.А. Алексеевым режиссер осуществил третью постановку музыкальной комедии «Одураченный Хорхло» А.М. Топанова. К 50-летию Советской власти А.В. Тугужеков возрождает спектакль «Акун» М. Кокова. Постановки А.В. Тугужекова имели огромный успех. Это «Легенда о любви» Н. Хикмета, «Обжалованию не подлежит» Т. Абдумомунова, «Мадридская сталь» Лопе де Вега, «Отелло» В. Шекспира, «Птица счастья» И. Кычакова, «Ураган» Цао-Юя, «Белый лотос» Шудрака, «Чили — боль моя» Г. Боровика и многие другие. Спектакль «Материнское поле» по пьесе Ч. Айтматова остался на многие годы в памяти у поклонников театрального искусства. С именем народной артистки РСФСР К. Чарковой связан образ героини спектакля «Материнское поле» — Толгонай. Эта роль была вершиной творческого взлета актрисы.
В период 50–60-х годов неоценимый вклад в развитие национального театрального искусства внесли легендарные актеры: народные артисты РСФСР и РХ Клавдия Чаркова, Анатолий Щукин, заслуженные артисты РСФСР и Тувинской АССР Алексей Щетинин, Дмитрий Килижеков, Вера Чебодаева, заслуженные артисты РСФСР — Анастасия Тодикова, Алексей Шурышев, заслуженные артисты РФ Алексей Араштаев, Герман Саражаков, народная артистка РХ Нина Саражакова и мастера сцены Валентина Спирина, Даниил Анжиганов, Гаврила Чанков, Владимир Чустеев.
Окончание следует.
Подготовлено ХНДТ им. А.М. Топанова
Фото из архива театра