В конце минувшей рабочей недели в Хакасии состоялось заседание межрегионального круглого стола «Русский язык, родной язык – векторы развития. Региональный опыт реализации государственной языковой политики в регионах Сибири и Дальнего Востока на современном этапе». Организатором дискуссии по этой актуальной тематике выступило Министерство образования и науки Хакасии при поддержке правительства республики. Идею одобрили субъекты Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение. К сожалению, не всем из-за сложной эпидемиологической ситуации в регионах удалось принять участие в диалоге.
Организаторы круглого стола приурочили межрегиональный обмен опытом реализации государственной языковой политики к Году хакасского героического эпоса в Республики Хакасия и предстоящему 30-летию Хакасии.
Хакасии есть чем гордиться: доля школьников коренной национальности, охваченных изучением хакасского языка на уроках родного языка и родной литературы составляет сегодня в Хакасии 80%.
Представителям других регионов опыт Хакасии оказался интересен не только в сфере повышения качества преподавания и изучения родных языков и научно-методического сопровождения кадрового потенциала, но и в области достижения нового качества межрегионального сотрудничества.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратились министр образования и науки Хакасии Лариса Гимазутина и начальник отдела по развитию родных языков и этнокультурной специфики Министерства просвещения России Анна Тимофеева.
По итогам дискуссии представители регионов Сибири и Дальнего Востока приняли резолюцию, предложив расширить межрегиональное сотрудничество по развитию кадрового потенциала и обмена опытом по вопросам изучения русского языка и родных языков народов Сибири и Дальнего Востока. Кроме того региональным органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования двух соседних федерльных округов, предложено создать рабочую группы при экспертно-консультационном совете «Сибирского соглашения».
Мнением о состоявшейся дискуссии с корреспондентом «Абакан сегодня» поделилась Кристина Муравьева, культуролог, доцент Московского государственного института культуры, управляющий партнер «Эксперт. Цент аналитики»:
«Обмен опытом о реализации государственной языковой политики в регионах Сибири и Дальнего Востока явился важнейшей инициативой Министерства образования и науки Хакасии. В том числе и в сфере сохранения, ретранслирования и развития национальной идентичности.
Вопросы повышения роли русского языка, наряду с глубоким изучением родной мифолого-символической системы, познаваемой детьми и взрослыми через изучение национальных языков, позволяет педагогам на местах воспитывать в детях мультикультурную идентичность с четкой духовно-нравственной системой координат.
Поделиться наработанной в Хакасии методикой выпуска собственных учебников и работы с малыми сельскими школами — значит сократить экспертный путь специалистов, прибывших из других регионов.
Обмен опытом, на мой взгляд, позволил хакасским специалистам проверить собственные технологические наработки на предмет возможности масштабирования опыта в другие регионы.
Министерству образования и науки Республики Хакасия удалось объединить представителей Сибири, Дальнего Востока и сформировать рабочую экспертную группу по реализации намеченных программ.
Причем к дискуссии были приглашены не только государственные служащие , работники школ, эксперты в области устойчивого развития региона, но и представители бизнеса. Именно такой подход на стыке компетенций, знаний и возможностей, позволил создать предпосылки для многовекторного диалога и глубокого погружения в социо-культурный слой Хакасии.
Отдельного внимания заслуживает опыт команды государственного сектора Хакасии в области социально-культурной политики и образования. Имею в виду комплексные программы по выпуску литературы на родном языке, работа с сельскими школами, методическая деятельность. Полученный опыт погружения в языковую среду разных народов можно с успехом перенести на деятельность вузов, где учатся дети из разных республик. Особенно это касается творческих университетов и студентов двух столиц — Москвы и Петербурга».