Рубрика: Из истории города
Из воспоминаний Владислава Торосова
Абакан меняется буквально на глазах: там, где еще совсем недавно было пустое поле, сегодня стоят высотки нового жилого района Арбан. С каждым годом преображаются общественные территории, модернизируются парки, скверы, дорожные магистрали и многое другое. Некоторые объекты, как кажется современным абаканцам, в столице Хакасии были всегда – те же троллейбусы, стадион «Саяны», станция скорой помощи… А ведь возведение этих «старожилов» Абакана в свое время считалось трудновыполнимой задачей для городских властей.
Масштабные стройки
Как опубликовано на официальном сайте города Абакана (в рубрике «Градоначальники»): «В 1977 году пост председателя исполкома Абаканского горсовета принял Владислав Михайлович ТОРОСОВ. С приходом этого яркого человека, обладающего острым умом и большими организаторскими способностями, наш город обрел второе рождение. …Коренной абаканец, Торосов очень любил свой город и за годы работы председателем горисполкома, а затем первым секретарем горкома партии многое сделал для его развития и благоустройства».
За время руководства городом Владиславом Михайловичем были введены в эксплуатацию основные городские электрические подстанции, возведены магистральные инженерные сети водо-, теплоснабжения и канализации, построены стадион «Саяны», здание скорой помощи, кинотеатр «Октябрь» (ныне – «Наутилус»), появился подземный переход и т. д.
Вот что рассказывал почетный гражданин города Абакана Владислав Торосов в 2011 году нашему изданию по поводу всех этих масштабных строек.
«Конец 1970-х – начало 1980-х годов были периодом бурного развития города. Тогда было принято решение о создании Саянского территориально-производственного комплекса (в него вошли Хакасия и восемь южных районов Красноярского края). А строительная база всего этого находилась в Абакане. Именно в те годы в Абакане появилось шесть заводов (!) по производству железобетона и многие другие промышленные предприятия. Росла численность населения, 100-тысячный порог преодолели еще до меня, году, наверное, в 1970-м. Мы старались, работали, чтобы довести эту планку сначала до 125 тысяч, потом до 150 тысяч, а когда я уходил из руководства города, численность жителей была уже 160 тысяч человек. В те годы был активный естественный рост населения (ежегодно мы выдавали 4 тысячи ордеров на квартиры!). Кроме того, мы присоединили к городу Ташебу, поселок Сахарный, разъезд Подсиний. Дело в том, что при доведении численности населения до 150 тысяч город должен был разделиться на два района: это разгружало управленческий аппарат (было бы два исполкома), но главное – было бы две квартирные группы. Но как только мы достигли 150 тысяч, планку подняли до 200 тысяч человек. Какое это было для нас разочарование!
…Основная задача города в те годы – создать магистральные инженерные коммуникации. Тогда водоснабжение города шло по отдельным скважинам, отопление обеспечивалось 150 мелкими котельными. Это было жуткое время, когда практически каждую ночь где-нибудь да случалась авария. В один год я специально записывал все ночные звонки за отопительный сезон – 930 звонков! И это только случаи, когда ночью поднимали меня, председателя горисполкома. С более мелкими ЧП разбирались сами. Наша задача, повторюсь, была создать мощную инженерную инфраструктуру: ТЭЦ – единый магистральный водозабор, очистные сооружения. Всё это и было сделано».
Личные связи – на общее благо
…Как вообще возникла идея организации троллейбусного хозяйства? В те годы город обязан был выставлять определенное количество людей на сельхозработы. Если весной это были 100–200 человек ежедневно, то осенью на уборку мы отправляли по 1 000–1 500 человек ежедневно. А ведь этих людей нужно увезти, привезти. В общем, из 170 городских автобусов на период сельхозработ 100 снимались. Автобусное движение в городе практически вставало. Как решать данную проблему? От сельхозработ мы отказаться не имели права. Тогда и возникла идея запустить в городе троллейбусы. Прозондировали вопрос, но оказалось, что троллейбусное движение можно создавать в городах с численностью 200–250 тысяч человек. Мы обратились в обком партии и облисполком, к решению вопроса подключились Василий Архипович Угужаков и Геннадий Африканович Вяткин, вопрос был решен.
Как обошли требование о численности населения в 200 тысяч? Вопрос «пробили». Некоторые вопросы во все времена можно было решать через личные связи. Хотя некоторые люди и поплатились за это. Вот взять, к примеру, Владимира Александровича Копытова (в свое время он возглавлял обком ВЛКСМ, позже работал в Управлении торговли и бытового обслуживания населения области). Загсу нужна была красивая машина, чтобы катать молодоженов. По общему порядку нам такая машина не светила еще в течение нескольких десятилетий. А он во время поездки в Москву благодаря личным связям нашел выход на завгара правительственного гаража и дал ему за выделение Хакасии машины дубленку. Так его за это потом на 6 лет посадили. Машина, кстати, в загс пришла, и на ней чуть ли не до 90-х годов катались молодожены. Так решались в те годы многие вопросы. В столицу ездили с парой чемоданов подарков… Всё это было на полном серьезе, заводились личные связи, но не для своих корыстных целей, а для развития своего региона, сегодня мы бы назвали это новым словом – лоббирование интересов республики. Троллейбусы с нетерпением ждали все горожане. И построили мы троллейбусное хозяйство всем городом. Начали строительство накануне 1981 года, по плану работы должны были вестись года три. Чтобы ускорить строительство, мы распределили работы по всем предприятиям города. В итоге в апреле 1981 года мы пустили первый троллейбус.
Тогда же мы пробили еще один вопрос. В связи с 50-летием города подали документы на награждение Абакана орденом «Знак Почета». Бывший секретарь Красноярского крайкома партии Владимир Иванович Долгих (он был переведен на повышение в Москву) помог нам в решении этого вопроса. Так что Абакан прошумел на всю страну, за большой вклад в развитие экономики Сибири, Саянского ТПК и строительство трассы Абакан – Тайшет он получил орден «Знак Почета». Это было очень престижно.
Привет из Риги
Многие вещи я делал по личной инициативе, ведь когда сердцем болеешь за родной город, важно всё. Те же стелы на въезде в Абакан со всех четырех сторон. Как они появились? Поехал я в отпуск с братом в Прибалтику. Подъезжаем к Риге, а при въезде в город большими металлическими буквами написано название города. Меня это так зацепило, что я вышел из машины, спичечным коробком измерил ширину, высоту букв, начертал себе в блокнот, каким шрифтом написано. Приехал в Абакан и поручил сделать такую же надпись при въезде в Абакан. Так что первая стела (при въезде в Абакан со стороны Минусинска) – точная копия стелы в Риге. При изготовлении остальных мы решили поменять шрифт. Женщина, стоящая при въезде в город со стороны аэропорта (именуемая в народе Лорой), также появилась после поездки в другой город. Во Фрунзе мне так понравился их Манас, что я решил установить в Абакане такую же большую скульптуру. Но Хакасия – женского рода, значит, нам нужна женщина. Создали рабочую группу, провели конкурс – потом скульптуру еще долго совершенствовали. В итоге она одной рукой показывает на Абакан, а в другой держит чашу».
Как вспоминал Владислав Михайлович, некоторые вопросы ему приходилось решать буквально «силой». Так, к примеру, было с психдиспансером. Из рассказа Владислава Торосова: «Диспансер располагался в полусгнившем бараке, построенном еще в 1930-е годы, площади стесненные – всего три-четыре палаты, а остальные больные обитают в одной большой комнате. Я зашел, а там один играет на губной гармошке, кто-то поет, кто-то просто ходит по комнате. Честно, мне было страшно на это смотреть. Рядом с Ташебой сдавалось в эксплуатацию пятиэтажное здание для размещения нескольких управлений строительства. Буквально силой забрали у них здание и переселили туда психдиспансер».
И завершим наш исторический очерк напутствием почетного гражданина Абакана: «На гербе нашего города изображен цветок, он означает, что Абакан – это всегда цветущий город. Надо сделать так, чтобы он и оставался всегда цветущим городом, а для этого необходимы усилия не только администрации, но и всех абаканцев».
Подготовила Ольга КАРАЧАКОВА