Угледобывающие предприятия Хакасии, воодушевленные президентской экспортной спецквотой, в январе добились весьма существенных подвижек. Индекс производства в сфере добычи угля к декабрю — 107%, объем отгруженных товаров составил 12 047,8 млн рублей, рост к аналогичному периоду минувшего года – 181,6%. Да и минувший год угольщики республики завершили достойно: добыча угля составила свыше 28,7 млн тонн, объем отгруженных товаров в сфере угледобычи – 91 105,3 млн рублей, или 152,9% к 2020 году.

Однако на восток приоритетно поедут несырьевые грузы, сообщил сегодня «Коммерсант» печальную для угольных разрезов Хакасии весть. ОАО РЖД ввело временный порядок перевозок на Восточном полигоне, по которому экспортный уголь из Кузбасса, Хакассии, Бурятии и Тувы перенесен в менее приоритетную категорию. Угольщики и эксперты отмечают, что это нарушит сложившуюся технологическую схему и снизит общую эффективность перевозок. Но участники других рынков подчеркивают, что сейчас важно перенаправить на восток несырьевые потоки.

И только в предпоследнюю очередь, где ранее присутствовал только угольный экспорт, не охваченный поручениями президента, теперь попал экспорт угля из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Тувы, который ранее занимал основные мощности Восточного полигона. По мнению отраслевого источника, новый документ осложняет работу экспортеров угля: налицо дискриминация регионов, не описаны критерии, регламент планирования не позволит нормально заказывать вагоны.

Другой собеседник “Ъ” полагает, что ОАО РЖД потеряет те преимущества оптимизации, которых достигло за последние годы в сфере экспорта угля. При этом цены на уголь на востоке за месяц выросли на 30%, до $260 за тонну. Пересмотр приоритетов под текущие нужды — понятный шаг. Вперед нужно пропускать то, что необходимо экономике прямо сейчас, а это значительный объем товаров народного потребления, продукция несырьевого характера.

Если были бы сохранены в полном объеме приоритеты для отправок на вывоз того же энергетического угля из Кузбасса, то в нынешних чрезвычайных условиях это существенно застопорило бы все остальные грузопотоки, отмечают эксперты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *