Всю минувшую субботу горели Хакасия и Минусинский район. Горели так, что опять — далеко не в первый раз — попали в повестку федеральных СМИ, заставив их ненадолго, но отвлечься от новостей с Украины. А это, между прочим, показатель серьезности происходившего. Многие вспомнили огненную Пасху 2015-го. И я в том числе. Благо в этот раз небо смилостивилось и послало огнеборцам в помощь снег с дождем. Все выдохнули — вроде бы, миновало… Но миновало ли? Ведь главная причина пожаров не устранена. Главная причина — человек. Существо бездумное и опасное, словно его предок-примат, вооруженный гранатой.
Как вчера
12 апреля 2015 года я помню не то чтобы хорошо. В общем-то, это был обычный день. Ну да, над городом вместо облаков летали клубы дыма. Так разве весной в Хакасии этим кого удивишь? Весна — время палов травы, когда по периметру горит степь. Поэтому, наверное, день как-то и не отложился в памяти. То, что происходит действительно страшное, стало понятно вечером, когда мы с друзьями собрались на «Саянах» поиграть в футбол. Вот из их-то рассказов и начала складываться жуткая картина — пылающие дачи, поля, отдельные городские районы.
Но только утром, когда я пришел на работу, стал понятен весь масштаб трагедии, которая случилась в Хакасии. Сгоревшие поселки, погибшие люди… Помню съемки — выгоревшая степь и лишь стоящие то тут, то там печи свидетельствуют, что еще вчера утром здесь был небольшой поселок… И вот это я запомнил уже на всю жизнь, как и то, что происходило потом. Визит Владимира Путина, цитаты руководителей региона типа «благодатный огонь» и «посадите нас попозже — дайте поработать», стройку в пострадавших населенных пунктах, скандал с хищением средств на этой стройке. Помню и поиск виновных, который шел повсюду и которым занимались все — компетентные органы, народ… Помню журналиста, который не от великого ума, видимо, решил поджечь траву, что называется, для телевизионной картинки, после чего был скручен местными. Тут же возникли городские легенды — про черные джипы в степи, про сломанные пожарные машины, про…
Лишь через несколько месяцев все более-менее успокоилось. Виновных в гибели людей, вроде бы, нашли — нескольких чиновников осудили и тут же помиловали по амнистии к 70-й годовщине Победы. Причиной пожаров признали аномальную для апреля жару вкупе с сильнейшим ветром…
Но, как это часто бывает, про главного виновника все благополучно забыли. А ведь он был так близко — достаточно взглянуть в зеркало. Человек — вот кто виновен.
Это не мы!
Именно человек, а не аномальная жара или ветер, бросает, не глядя, окурок. Человек жарит шашлыки, когда объявлен противопожарный режим и костры запрещены. Человек не проконтролировал то, что по какому-то недоразумению называется «контролируемый пал травы».
В этом отношении все остается неизменным на протяжении тысяч лет. Последствия — это не то, что нас всех заботит. Мантра о том, что надо думать о завтрашнем дне — не более, чем просто мантра. Видимо, это то, что в нас осталось со времен, когда главной нашей движущей силой были рефлексы. Видим гуляющую еду — берем дубину. Чувствуем холод — лезем в пещеру. Хотим пить — пьем из первой попавшейся лужи. А завтра будь что будет.
Вот только мы уже очень далеко ушли от того немытого, волосатого детины, который если и мог навредить, то только себе. В худшем случае — десятку-другому собратьев. Сегодня поступки каждого из нас влекут за собой куда более серьезные и масштабные последствия. Но словно и не было этих тысячелетий — человечество в основной своей массе все так же сначала делает, потом думает.
Очень точно это описал фантаст Алексей Пехов, рассказывая о городском бунте в средневековом городе: «Завтра они будут рыдать над обезображенными трупами, удивляться, от чего же вдруг умер сосед, отводить взгляды от младенцев с расколотыми головами, в потрясении ходить среди пожарищ и разрушенных зданий. Не понимать, почему оправившиеся власти хватают каждого третьего, колесуют, четвертуют и вешают на столбах. Ведь это же не они. Никто из них не хотел ничего такого. Они готовы в этом поклясться».
Точно так же мы клянемся — порой сами себе — что это не наш не до конца потушенный костер стал причиной километрового пала. И чаще всего сами верим своим клятвам. Успокаиваемся, расслабляемся и живем дальше, хотя наше подсознание знает наверняка, что степь горит именно по нашей вине.
По этой причине мы и не делаем выводов из ошибок. Своих, чужих — неважно. Мы не учимся. Грабли устали бить человечество по лбу. Бесполезно.
После пожаров 2015-го год или два весна проходила относительно спокойно. Помните? Почему-то мне кажется, что это не мы молодцы, а природа, которая не создавала сложностей. Но вот наступил 2022-й. Уже недели две, как сошел снег. Потеплело, дуют ветра… Все как семь лет назад. И вот пожалуйста — тут же катастрофа. Спасибо пожарным, спасибо природе. Стыд и позор — уж простите за банальность — нам. Жителям маленькой степной республики, которые никак не научатся беречь свой дом.
Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников