«Вся беда от наших бабок» — таким заголовком неделю назад мы прокомментировали инициативу депутата Государственной думы Анатолия Выборного, который предлагает ввести в Уголовный кодекс наказание за фейки (ложную информацию) о росте цен на продукты, предусмотрев оным для физ лиц штрафы в 500 тысяч рублей или тюремный срок до трех лет; для юрлиц — штраф в 800 тысяч рублей!

Кому нужны подробности, можете вернуться к прошлому номеру. А если говорить совсем коротко, упрощая, так сказать, то, по мнению депутата, в росте цен виноват ажиотаж, который создают некоторые наши несознательные граждане путем распространения слухов о предстоящем росте цен на те или иные товары в наших магазинах.

Один из наших читателей, Александр Иванов, уже прокомментировал эту инициативу свежим анекдотом:

— Ой-ой-ой! Какой рост цен!

— Да, рост. Но «Ой», а не «Ой-ой-ой!». Пройдемте, товарищ, вам три года за распространение фейков.

Интересно, на сколько тысяч «по шкале Выборного» залетел Центробанк, выпустивший на неделе информационно-аналитические комментарии об инфляции в российских регионах в феврале 2021 года? Аналитика, скажем прямо, получилась совсем не утешительная. Основанные на ней прогнозы — тем более. Не будем говорить за всю страну, остановимся на Сибири и нашей любимой Хакасии.

Итак, согласно данным Центробанка, годовая инфляция в нашем Сибирском федеральном округе (СФО) в минувшем феврале ускорилась по сравнению с январем на 0,4 п. п., до 5,5%. И, как бы парадоксально ни звучало, это уже хорошо, потому как на 0,2% ниже общероссийского показателя в 5,7%.

За год (от февраля 2020-го до февраля 2021-го включительно) больше всего в Сибири подорожали продукты — 6,8%. При этом самый максимум составила плодоовощная их часть — 13,11%

Непродовольственные товары в СФО подорожали на 6,02%.

Также в тройке лидеров — ЖКХ, рост стоимости услуг в этой сфере за год — 5,04%.

А что у нас, в Хакасии?

Примерно то же самое, только несколько хуже.

Годовая инфляция в нашей республике в феврале ускорилась на 0,7 п. п., до 7,2%. Это на 1,7% выше, чем в СФО.

Продовольствие за год у нас подорожало на 9,82%. И абсолютный рекорд установила плодоовощная продукция — 19,96%!

Непродовольственные товары выросли в цене на 7,22%.

Услуги ЖКХ в Хакасии также на третьем месте по росту стоимости услуг, но со значительно меньшим, чем в целом по Сибири, показателем — 4,25%.

Но почему так дорого у нас, в Хакасии, стало вдруг есть и пить? Как следует из аналитики Центробанка, это связано «с ростом мировых цен на продовольствие, увеличением издержек производителей, а также сокращением предложения отдельных фруктов и овощей».

Однако при чем здесь рост мировых цен на продовольствие, когда мы уже столько лет, как успешно формируем суверенный рынок? Мне, как безусловному профану в экономике, этого, конечно, не понять. Но тут случайно под рукой оказался прошлогодний доклад Минсельхоза России. И в нем черным по белому указано, что за последние шесть лет Россия сократила поставки продуктов питания из-за рубежа почти на треть.

В мясной отрасли наши успехи так просто колоссальные! По оценке Минсельхоза, за шесть лет импорт свинины сократился почти в десять раз (с $2,6 млрд до $270 млн), мяса крупного рогатого скота — в два с половиной раза (с $3,2 млрд до $1,3 млрд), птицы — вдвое (с $911 млн до $410 млн). Правда, овощей и молочной продукции — всего на треть.

Но, к примеру, российские сыры (про качество которых, к сожалению, ничего не сообщается) уже заняли от 70 до 80% потребительского рынка. Хотя еще в 2013 году этот показатель находился на уровне 30–40%.

Встало с колен овощеводство. Благодаря ограничениям на импорт и субсидиям государства, российские аграрии сейчас обеспечивают огурцами продовольственный рынок на 100%, томатами — на 55–57%. Неужели поэтому годовой рост цен на плодоовощную продукцию у нас составил почти 20 процентов?

Далее еще интереснее.

«Россия вошла в число лидеров по поставкам (за рубеж) пшеницы, растительного масла, рыбы, сахара и ряда других категорий», — отмечается в документе Минсельхоза.

И, видимо, только поэтому цены на муку и макароны в наших магазинах пошли вверх.

«Рост мировых цен на зерно повысил привлекательность экспорта российской пшеницы за рубеж. В результате ускорился рост цен на муку, макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия», — и это уже аналитика от Центробанка.

Согласно прошлогоднему прогнозу Минсельхоза, Россия способна увеличить поставки пшеницы за рубеж на 4,5% — до 35 млн тонн. И заметно обойти по этому показателю других крупных экспортеров, таких как Евросоюз (28,5 млн тонн), США (26 млн тонн) и Канада (24,5 млн тонн).

Ребята, а оно нам точно надо? Судя по тому, как из-за этого экспорта растут цены на муку, макароны, хлеб и хлебобулочные изделия (данные Центробанка), может быть, оставим кое-что и у себя дома? По крайней мере в том количестве, которое способно было бы сдерживать рост цен.

И здесь я вновь приведу комментарий одного из наших читателей к нашему материалу в прошлом номере: «В середине января, уезжая на вахту, покупал муку для семьи по 300 рублей за 10-килограммовый мешок. А сегодня звонил домой, жена говорит, что вчера купила уже за 390. Где тут фейк, не знаю, своей семье я верю больше, чем правительству».

Понятно, что торговать за валюту выгоднее, чем сбывать товар за постоянно обесценивающиеся рубли. Но не все же измеряется деньгами — или это утверждение верно исключительно для массовой агитации и пропаганды, а на деле все немного (много) совсем не так?

И вроде бы, по словам чиновников, мы уже как бы обеспечили свою продовольственную безопасность. Но при этом Центробанк объясняет рост цен на яйца и куриное мясо «удорожанием импортных компонентов в производстве (корма, ветеринарные препараты)».

Ну и поинтересуйтесь, так сказать, для общего развития, откуда приходят к нам семена различных культур. Оказывается, начиная от лука-севка до каких-нибудь пеларгоний, закупаем мы их до сих пор в основном за рубежами нашей Родины.

А знаете, еще почему выросли цены на овощи в наших магазинах? Оказывается, на двадцатом году вставания с колен мы все-таки научились их выращивать, но так и не научились их хранить!

Именно «по причине ухудшения хранения […] сократилось предложение овощей в текущем году […] поэтому ускорился рост цен на картофель, лук, свеклу, морковь», — говорится в документе Центробанка.

Читаешь эту аналитику и невольно ловишь себя на мысли, что оказался где-то там, в середине благословенных семидесятых, в том самом обществе развитого социализма, где гордость за наше советское счастье распирала грудь, независимо от наличия товаров на полках магазинов. Но тогда хотя бы цены столь стремительно не росли.

Исключительно улучшением (!) эпидемиологической ситуации объясняется рост цен на некоторые непродовольственные товары. Далее цитата из доклада Центробанка: «…Смягчение ограничений, возврат к очным формам работы, учебы и досуга увеличили спрос на мужскую и женскую одежду. Это ускорило рост цен по различным позициям: мужские куртки и брюки, женские жакеты, блузки и юбки».

Зато уже непосредственно пандемия повлияла на удорожание других товаров.

«Из-за действовавших в 2020 году противоэпидемических ограничений снизились объемы производства ряда строительных материалов, в результате ускорился рост цен на еврошифер, кирпич, металлочерепицу, ламинат, керамическую плитку. Оказывают влияние также рост мировых цен на древесину и металл, интенсивное строительство жилых домов в регионе», — обрисовывает ситуацию Центробанк.

Ну и, конечно же, «более значительное, чем годом ранее, увеличение акциза […] привело к ускорению роста цен на бензин и дизельное топливо».

И это уже наша настоящая стабильность. Цены на бензин в России повышаются независимо от того, растет или падает цена нефти на мировом рынке.

Кстати, когда нефть стоила под 150 долларов за баррель, бензин в нашей стране отпускался автолюбителям, кажется, вдвое дешевле, чем сейчас, ког да нефть продается в районе 60 долларов.

Для справки: 4 июля 2008 года цены на нефть марки Brent достигли исторического максимума — 143,95 доллара.

Помните, сколько стоил тогда бензин в нашей стране? АИ-92 — 20,1 рубля за литр; АИ-95 — 22,8 рубля за литр.

Сегодня — в среднем — в два раза дороже.

Примечательную, но, кажется, уже всем, увы, хорошо знакомую тенденцию подметил читатель Иван Бибирев: «Проблема не в ценах, — пишет он в комментариях. — Цены растут по объективным причинам, а любое их регулирование приведет либо к дефициту, либо к ухудшению и без того низкого качества продукта и уменьшению его веса в привычной упаковке. Причем последнее уже стало нормой. Сахар не 1 килограмм, а 800 граммов. То, что было в литровой бутылке, стало отпускаться в упаковке 900 миллилитров. Настоящая проблема — низкие зарплаты и незаинтересованность руководства страны в стабильности национальной валюты. В 2013 году зарплаты были практически такие же, но доллар стоил 33 рубля. Сейчас — 75. В итоге люди с такими же зарплатами, как были, стали в два раза беднее автоматом».

Понятно, что все эти рассуждения можно, и, скорее всего, даже нужно, назвать дилетантскими. Но! Какая-то своя логика, безусловно, в них есть. Этакая сермяжная правда русского мужика, противопоставить которой что-то государство зачастую бессильно.

Поэтому в заключение сегодня процитирую еще один комментарий, от обывателя (так он подписался) Ирвена Ларка: «За последние 40 лет я не помню, чтоб чего-то разрешили. А вот запретов — целая куча: пить, курить, дышать, костры разводить — продолжить можете сами… И все эти запреты под предлогом — мы беспокоимся о вас и вашем здоровье. У меня возникает вопрос: неужели я живу в стране недееспособных и умалишенных, которые не могут сами о себе позаботиться?»

На этом сегодня все.

И, да, на всякий случай напоминаем, что курение и чрезмерное употребление спиртных напитков вредит вашему здоровью!

Алексей КИРИЧЕНКО
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *