Писать о том, что видишь, о том, что сам пережил и прочувствовал, о том, что интересно лишь тебе… Порой вдохновение может настичь в самый неожиданный момент. И задача автора — передать увиденное ярко, красиво и, прежде всего, узнаваемо для читателя. Именно за такую «страсть» к реальному, жизненному творческие работы Натальи Кокаревой были положительно приняты на множестве конкурсов и фестивалей. Давайте познакомимся с автором поближе.

— Расскажи немного о себе. Где родилась, училась, как стала увлекаться литературой?

— Тула — моя малая родина. Провела детские годы в небольшом поселке рядом с городом. Сейчас он является частью Центрального района. Совсем недалеко от него находится Ясная Поляна. Да, та самая, которая
является музеем-усадьбой Льва Толстого. Я горжусь, что выросла в этих местах! Усадьба окружена лесами, полями, садами… Очень посещаемое место, туляки любят ездить туда гулять. Вдохновляющее место на самом деле.

Училась я в обычной средней школе номер 69. А любовь к литературе пошла из семьи. Как, наверное, у многих. У моих родителей была большая библиотека, они постоянно что-то читали. Папа любил и любит цитировать наизусть огромные куски из творчества Данте, Шекспира, Грибоедова… Причем всегда к месту. Меня эта его способность восхищает до сих пор! Литературой увлекается вся моя семья, но писателей в ней не было. Мой дедушка был журналистом, но это несколько другое. Он отправился на войну в 1941 году в качестве военного корреспондента и там погиб.

— Наверное, это и вдохновило тебя дальше изучать литературу?

— Вовсе нет, никогда не планировала. После окончания школы собиралась стать врачом. Поэтому поступила в медицинский. Мама говорила, что нам в семье нужен врач, поэтому я отправилась становиться терапевтом. Плохая идея…

Хотя позже, уже после того, как вышла замуж и переехала в Абакан, все-таки получила филологическое образование. Любила читать. Решила, что смогу прочитать много новых интересных книг. В принципе, так и вышло. Поступила на филфак ХГУ, благополучно его окончила и защитила диссертацию по прозе Андрея Белого. Почему именно Андрей Белый? Да он просто гений! Изучать его творчество на протяжении всех лет учебы было невероятно интересно! Хотя, сказать по правде, его стихи меня вообще не интересовали. Никогда. Хотя я и пишу верлибры. Это, скорее, просто совпало. Меня больше интересовало, как он с формой работает, его проза, которая не совсем проза. А что касается общественной жизни… Не знаю даже… На учебу я хожу для того, чтобы учиться, на работу — для того, чтобы работать. Это был мой самый главный интерес.

Начала работать со второго курса. Обычно студентки мединститута подрабатывают санитарками, а мне не хотелось. Уж лучше продавать что-нибудь в ларьке. Что я и делала. Считаю, что человеку не может быть стыдно за свой труд. Стыдно, когда ты — лентяй, ждешь, что кто-то что-то сделает за тебя.

— Кроме Андрея Белого какие авторы смогли тронуть твое сердце?

— Среди поэтов, наверное, никого не стану выделять. Ведь в основном я читаю прозу. В тройке лидеров Кадзуо Исигуро, Кутзее и Исаак Башевис Зингер. Еще Ясунари Кавабата, Амос Оз, Фолкнер, Апдайк и Лев Толстой. Все книги этих авторов есть в моей домашней библиотеке. Пусть она не такая большая, как родительская, но зато уже своя. Было около трех сотен книг, половину из них я раздарила знакомым и передала в Национальную библиотеку им. Н.Г. Доможакова. Бывает так, что какие-то книги не нужны, а заставлять их пылиться без дела в коробке под кроватью… Нехорошо.

— А когда же ты сама начала писать, и что подтолкнуло?

— Еще в детстве, лет в шесть. Писала стихи, как и все. Но не увлеклась, а смогла просто освоить форму. Потом появился интерес к драматургии. Первые пьесы начала писать уже значительно позже, где-то в 26–27 лет, точно не помню. Просто посмотрела в окно, увидела каких-то совершенно незнакомых мне людей. Они о чем-то оживленно разговаривали. Тогда и поняла, что вижу действие настоящей пьесы. В произведениях своих предпочитаю не рассуждать. Я просто показываю своим читателям, что вижу, а они уже сами делают выводы. Хорошим примером этого служит вот такое мое стихотворение:

Пока бездомный видит сны или берет их в долг,
Пока мерцает лампа в зале ожидания,
Срывается на крик начальница вокзала
И снег идет.
Отсюда уезжают в никуда,
И только снег идет по назначению,
Как запоздалое лечение
Бродяги, что влюбленный в поезда.
И трудно говорить под этим снегом,
Под откровенностью его и светом,
Как будто нас рисует белым Бог.

Написала я его просто потому, что тогда шел снег. Был очень красивый снег…

— Стихотворение умиротворяющее… Наталья, расскажи, в каких литературных конкурсах или фестивалях ты принимала участие?

— Одну из первых пьес под названием «Жили-были» отправила на конкурс «Евразия» Н. Коляды в 2013 году. Она вошла в лонг-лист, хотя и была, мягко говоря, «зеленая». Это дало мне надежду, я поняла, что все делаю правильно.

Потом в 2011 и в 2013 годах участвовала в Форуме молодых писателей в Липках. В 2011-м — в номинации «Поэзия», в 2013-м — в номинации «Драматургия». По итогам форума 2011 года стала стипендиатом Министерства культуры РФ. Стихотворения, участвующие в форуме, были рекомендованы для публикации и включены в сборник «Новые писатели» и «Каталог лучших произведений молодых писателей», вы-пущенные Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ (СЭИП) в 2012 году. В 2016 году уже на уровне Хакасии получила стипендию Министерства культуры. Сборник стихов вошел в лонг-лист Волошинского конкурса 2014 года в номинации «Поэзия».

Потом более активно про-явила себя драматургия. Мои пьесы оказывались в шорт-листе международного конкурса драматургии «Свободный театр» (Минск, Белоруссия) в 2014 году, с пьесой «Брусника» я участвовала в Омской лаборатории современной драматургии в том же году. В 2015-м «Охота на волков» стала финалистом международного конкурса современной драматургии «Время драмы». Наконец, в 2017 году добралась до известнейшего фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Оказывается, это старейший драматургический фестиваль России! Моя пьеса «Саша и Маша идут грабить банк» попала в список работ, которые отметило жюри. Последнее участие в литературном конкурсе было в 2020 году. Тогда пьеса «Жду взрыва» вошла в шорт-лист международного конкурса драматургии «Badenweiler».

А если вспомнить публикации в журналах или сборниках… Среди журналов могу назвать «Звезду», ваш «Абакан». Кроме сборника «Новые писатели: проза, поэзия, драматургия, критика» и «Каталога лучших произведений молодых писателей», созданных Фондом СЭИП в 2012, есть произведения в сборнике поэзии и прозы «Дай мне руку», который издавался в Абакане в 2011 году. А за год до этого в Антологию молодых авторов Хакасии, которую выпускает Дом литераторов, также вошли мои стихи.

На самом деле всего и не вспомнишь… Публикации в Интернете я просто не считаю, а за всем, что выходит на бумаге, следит и хранит это моя мама.

— Но наверняка у такой богатой «копилки» произведений есть цель… Не думала выпустить свой личный сборник?

— Может быть… Никогда не мечтала о славе. Совсем. Это такая глупая мечта. Такая ничтожная. А личный сборник является результатом труда. Слава… Однажды я зашла в магазин, а продавец мне говорит: «Вы же Кокарева Наталья?!» Я говорю: «Да». И ушла. А мне надо было купить соль, и это был ближайший магазин к моему дому. Пришлось идти в другой. А еще в этом магазине сосиски вкусные продавали, но я теперь туда не хожу совсем. Если это слава, то от нее одни неприятности. Я бы хотела жить как Томас Пинчон, то есть вдали от людей, но мне нужно ходить на работу.

— Всем нам иногда хочется скрыться в том самом «уютном» мирке, чтобы отдохнуть, привести мысли в порядок или как в твоем случае — чтобы творить. Спасибо большое за беседу. Желаю дальнейшего творческого развития, новых идей для произведений.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Натальи Кокаревой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *