Рубрика: Наша история

Покорение тайги:

дорога в 50 лет от всесоюзной до всероссийской стройки

На этой неделе в России масштабно отметили полувековой юбилей знаменитой Байкало-Амурской магистрали. 8 июля 1974 года было принято постановление Правительства СССР, давшее старт главной стройке страны. Почти 4300 километров дороги протянулись через шесть регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Об истории ударной комсомольской стройки большой страны – в нашем материале.

Через болота в Тынду

В 1930 году советское руководство вернулось к дореволюционному проекту строительства железной дороги севернее Байкала для освоения Сибири и Дальнего Востока. В 1932 году было принято постановление Совета народных комиссаров «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», утвердившее план прокладки БАМа с опорными пунктами Тайшет – север Байкала – Тында – Ургал – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. В том же году стройка была передана в ведение ОГПУ, был создан БАМлаг, свыше 100 тыс. заключенных которого начали строительство отдельных участков магистрали. Великая Отечественная война помешала дальнейшему масштабному строительству. После войны оно было продолжено. Однако со смертью Сталина в 1953 году строительство БАМа и других новых железнодорожных проектов, таких как Трансполярная магистраль, было прекращено.

В 1967 году ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли решение возобновить проектно-изыскательские работы по БАМ: одним из поводов стало ухудшение отношений с Китаем, вблизи границы с которым проходил Транссиб. В 1972 году началась подготовка к строительству БАМ.

27 апреля 1974 года БАМ был официально объявлен всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Покорять тайгу отправились тысячи комсомольцев со всего Советского Союза. Возведение Восточного участка БАМа – от Комсомольска-на-Амуре до Тынды, общей протяженностью 13 тысяч километров главного пути, поручается железнодорожным войскам.

Столицей БАМа стала Тында, сначала из-за ее расположения: она находится посередине магистрали. Дорога велась в поселок до Великой Отечественной войны, но позже участок забросили. В 1972 году путь начали восстанавливать: пришлось рубить лес, строить мосты, станции. Жизнь закипела в Тынде весной 1974 года: он стал одним из центров БАМа. Именно сюда приезжали бригады, отряды и отдельные добровольцы. В 1975 году в поселке расположился «ГлавБАМстрой», подразделение Министерства транспортного строительства СССР. Так Тында стала главнейшим узлом БАМа.

В строительстве магистрали принимали участие два корпуса железнодорожных войск. В Чегдомыне и Тынде были развернуты штабы объединений. Десятки батальонов работали на линии. С 1974 по 1989 год военнослужащими было сооружено 1227 мостов и переходов, уложено около 13 тысяч километров главного железнодорожного пути – это почти треть БАМа!

По пути своих отцов и дедов

В XXI веке начался новый этап для Байкало-Амурской магистрали. И вновь строительство стратегического участка БАМа, линии Дрогошевск – Февральск, было поручено именно военнослужащим.

С 2021 года из Абакана на Дальний Восток, продолжая дело отцов и дедов, отправляются военнослужащие механизированного батальона 5-й отдельной Познанской Краснознаменной железнодорожной бригады. Теперь это уже не комсомольская, а всероссийская стройка, и военнослужащие из Хакасии поехали туда самыми первыми. Сегодня наши военнослужащие строят пути там, где пока нет ничего – дорог, условий для жизни, сотовой связи.

Участок строительства второго пути Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в Приамурье, порученный железнодорожным войскам, очень сложный: 340 километров сплошных болот и топи.

Проверка для человека и техники

БАМ – сложнейший для строительства объект, поскольку здесь не только суровый климат, но и весьма непростая геология. Более десятка крупных рек разрезают горные хребты. Для их преодоления военным инженерам необходимо навести две временные паромные переправы через реки Бурунда и Селемджа. Военнослужащие батальона механизации первыми зашли на строительство второй ветки БАМа. Это самый непроходимый участок на всем пути магистрали. Современными карьерными экскаваторами, самосвалами и бульдозерами из карьеров выработано и вывезено более 500 тысяч тонн грунта. Интересно, что выполнение работ инженеры контролируют в режиме реального времени. На месте строительства установлены камеры видеонаблюдения, картинка в онлайн-режиме транслируется за тысячи километров в Москву.

Для военнослужащих – строителей БАМа созданы комфортные условия проживания: возведены автономные объекты с мебелью и бытовой техникой. Здесь находятся столовая, баня, комната досуга, спортзал, медпункт, в любое время есть горячая вода и возможность принять душ! А еще в стройгородках пекут хлеб, устраивают спортивные соревнования, дни национальной кухни и другие интересные мероприятия. Здесь кипит жизнь, причем не только на стройке. И конечно же, военные строительные городки находятся под круглосуточной охраной, какая положена на военных объектах особого значения.

Студенты проходят практику

На месте строительства БАМа проходят практику будущие специалисты-курсанты. В январе 2024 года здесь проходили войсковую стажировку студенты Дальневосточного государственного университета путей сообщения (город Хабаровск). Текущим летом они будут задействованы в реконструкции магистрали в Амурской области.

Развитие дороги активно продолжается, современная история БАМа пополняется новыми событиями. Пройдет время, и молодые строители будут с гордостью рассказывать своим детям и внукам, как они строили великую Байкало-Амурскую магистраль.

Дарья КАЗАК

Автор благодарит за помощь в подготовке материала военнослужащих Абаканского гарнизона.