День народного единства. Из истории известно, что в этот день русский народ объединился, чтобы освободиться от польских интервентов. Ведь когда мы вместе — мы непобедимы! Но не только общая беда объединяет людей. Существуют еще и традиции. Директор КДЦ «Южный» Зоя СУХОВА, а также руководитель «Народного самодеятельного коллектива», хора «Абаканская песня», фольклорной лаборатории «Черпачок» и создатель «Артели “ТопорЪ”« Сергей СУХОВ сегодня — наши собеседники.

— Расскажите, какова история создания ваших коллективов?

Зоя Альбертовна: — Думаю, стоит начать с самого«старшего» нашего коллектива — фольклорной лаборатории «Черпачок». Она была создана в 1997 году на базе школы № 18 Абакана. Тогда я, будучи молодым специалистом по направлению«Этнография и фольклор», устроилась в школу, где начинала реализовываться воспитательная программа «Русская школа». В рамках этой программы дети занимались изучением обычаев, традиций, произведений фольклора русского народа. Год спустя в наш коллектив пришел Сергей Викторович в качестве музыкального руководителя. Мы организовывали и проводили большие школьные мероприятия на тему народных праздников, пели обрядовые песни и устраивали представления фольклорного театра. Название коллектива пришло уже в процессе работы. «Черпачок» — это уменьшительно-ласкательная форма от названия старинного русского предмета «черпак». Вот мы и представляли себе, как черпаем культурное наследие русского народа маленькими детскими ручками.

Сергей Викторович: — «Артель единомышленников по изучению традиционной культуры русских в Сибири и включению ее в жизнь современного горожанина “ТопорЪ”«. Вот так звучит полное название. По задумке в этом проекте есть несколько направлений: объединение заинтересованных людей в артель; освоение фольклора русского населения Восточной Сибири; изучение традиционной культуры русского населения, проживавшего на территории Хакасии на рубеже XIX–XX в. Сегодня нам удалось объединить несколько человек, которые осваивают музыкальный и танцевальный фольклор. А вот изучением в основном пока занимаюсь только я сам. Надеемся, что со временем получится заинтересовать больше людей.

Хор «Абаканская песня»… Прекрасный коллектив, который работает в «Южном» с 2008 года. Участвуют в нем взрослые люди, 50+. Исполняем разную музыку, хотя и ориентируемся на исполнение народной. В репертуаре есть авторские произведения для народных хоров, патриотические песни, городские романсы, духовные стихи и плясовые песни. Иногда хочется «замахнуться» на серьезные хоровые полотна, но надо учитывать возможности участников и их желания. И серьезные вещи требуют больше времени, а нашим хористам иногда на занятиях хочется просто пообщаться, отдохнуть, пошутить, хотя люди эти очень ответственные, дисциплинированные, но умеют после всех пережитых лет продолжать веселиться и радоваться жизни.

Найти и изучить богатства родной культуры

— Какие традиции русской культуры вы поддерживаете и какие предметы материального наследия сохраняете на занятиях своих коллективов?

С. В.: — Думаю, для начала необходимо определиться, что именно мы называем традициями русской культуры. Это очень большой, обширный кладезь, который требует бережного отношения, и брать из него нужно с умом. Мы поем плясовые, обрядовые песни (хор «Абаканская песня») и песни Победы. Существуют традиции и в создании костюмов. Есть повседневная и праздничная одежда сибиряков начала XX века, сценический костюм народных хоров периода СССР. Из лекций искусствоведа Андрея Баровского, который занимается изучением русского национального костюма, можно почерпнуть знания о том, какие элементы русской традиционной одежды отражены в образах сказочных персонажей русских художников, а какие элементы бытовали в повседневной жизни. Участники «Артели “ТопорЪ”« сегодня у нас одеты в реконструкцию одежды сибиряков конца XIX — начала XX веков. Мужской комплект состоит из рубахи, портов, пояса, сапог и головного убора. Женский комплект — рубаха, юбка, фартук, шушун, платки. Костюмы участников хора — это стилизация кроя традиционной одежды с учетом особенностей сценических костюмов и эстетических предпочтений хоровиков. Дети же одеты довольно просто: туникообразная рубаха, сарафан, пояс… Поскольку они много изучают традиций, то и одевать их тоже нужно в традиционную одежду, но при этом она яркая, что соответствует требованиям сценической культуры.

З. А.: — Кстати, девочки, особенно из старших групп, совершенно не умеют носить такую одежду. Пышный сарафан требует особого поведения, а они все время в нем путаются. А вот маленьким детям в сарафанах комфортно. Даже бегать не мешают. Но вот чтобы создать костюм, нужно обращаться к специалистам из соседних регионов (Красноярск, Новосибирск), у нас таких мастеров нет.

— О чем ваши коллективы поют, «рассказывают» в песнях?

С. В.: — Нужно, чтобы они не просто веселились или грустили на сцене, а рассказывали историю. Ведь русская песня — это история о неком третьем лице. В традиционной культуре в принципе нет такого, чтобы исполнитель пел о себе, особенно на публику. Он всегда рассказывает историю о ком-то. И у каждого исполнителя этот «кто-то» будет разный, несмотря на то, что песня одна и та же. У каждого свое понимание текста, настроения и звучания…

— Какими данными голоса должен обладать человек, чтобы исполнять русские народные песни?

С. В.: — Наличие музыкальных природных данных — это хорошо. Но традиционная музыкальная культура дает возможность человеку даже с заурядными способностями быть причастным к народному искусству. Только если он не один. Когда есть коллектив, группа, которая дает возможность человеку быть в этом пространстве, звучать в нем — это замечательно. Ведь есть в народе понимание того, что, когда мы вместе — мы непобедимы!

З. А.: — В этом и есть принципиальное отличие развития человека в контексте изучения традиционной культуры от современной массовой «поп-культуры». Нет яркой потребности в индивидуальности. Только вместе, только коллективные усилия. Тогда человек может состояться, проявить себя по-настоящему. А умение работать вместе — тот навык, который современному человеку нужно вновь нарабатывать.

Найти и изучить богатства родной культуры

— Как вы думаете, почему народное искусство вызывает интерес?

С. В.: — Про всех не знаю, но мне интересно изучать, собирать, осваивать, транслировать… Но развиваться успеваешь только в ограниченном количестве направлений столь огромного пласта народной культуры. Потому что каждое требует времени и сил, а я, как и любой современный человек, в этом ограничен.

З. А.: — Не могу сказать, что это вызывает большой интерес в массах. Это видно по нашим коллективам, которые на самом деле невелики. Это не является модным, плюс мы сами ничего модного из этого не делаем. Но, конечно, очень хочется это изменить. По большому счету мы говорим сейчас о таких вещах, которые не очень популярны. Говорим: «Вы придете к нам, и мы вместе начнем учиться работать друг с другом, общаться, понимать. Не транслировать только себя хорошего, а наоборот, постигать общество, объединять вокруг себя людей».

— И это то, что вы хотите воспитать и в детях?

З. А.: — Несомненно. Помочь им чувствовать себя в пространстве. Это так востребованно в современном мире. Однако условия, в которых живут дети, не способствуют развитию этих способностей, они мало играют на открытом воздухе и все меньше создают свои маленькие пространства (шалашики, домики). Это важная задача на сегодняшний день. И поскольку в массовой культуре это явление пропадает вокруг ребенка, на занятиях этому уделяется гораздо больше времени.

А еще и самодисциплина. Формируется некая иерархия внутри коллектива: кто главный, как относиться к старшим, как к младшим… Чтобы они могли это в дальнейшем включить в свою жизнь. Ведь именно с этого начинается помощь слабому и уважение к старшему, любовь к родной земле, к родной истории и культуре.

Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Зои и Сергея Суховых

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *