Всегда хочется писать о том, что впечатлило. Всегда. Но проблема в том, что не всегда впечатлившее имеет хоть какое-то отношение к Абакану. А значит, и читателям подобная тема вряд ли будет интересна. Но вот сложилась весьма любопытная ситуация. Случилось событие, которое вошло в топы мировой и российской прессы, особенно спортивной. С другой стороны, аудиторию, которая читает газеты, событие это вряд ли увлечет. Поэтому целую неделю я думал — писать или не писать, а если писать, то как. И все же паззл сошелся. Посему вашему вниманию предлагается история одной победы в киберспорте, а также особенности нашей на нее реакции.

Уютный кибервечер

«Кайти его, кайти…», «забирайте Тини», «трон, трон, трон…». Под такие возгласы комментаторов я вместе со своими мальчишками дома провел прекрасный воскресный вечер. Включили на видеохостинге трансляцию финала крупнейшего киберспортивного турнира в мире International 10 и следили за тем, как российская команда Team Spirit сражается с китайской PSG.LGD. Бились они в дисциплине Dota–2. Что это такое? В двух словах не описать. Компьютерная игра, где противоборствуют две команды из пяти человек. В их распоряжении уйма персонажей, каждый из которых обладает собственными особенностями, умениями, преимуществами и недостатками. Задача — разрушить базу («трон») оппонента. Играют на турнирах до трех побед.

Описание, сразу скажу, бедное, да и сложно на словах передать суть дисциплины. Надо смотреть, а еще лучше играть самому. Важно, что Dota–2 давно признана, в том числе и российским Минспортом, спортивной дисциплиной. Собственно, трансляция фи-нала International дала ответ на вопрос — с какой такой стати?

Во-первых, по накалу эмоций матч россиян с китайцами не уступал финалу футбольной Лиги Чемпионов. Здесь было все. И два всухую выигранных Team Spirit раунда. И возвращение LGD в игру. И решающее сражение, где наши были сильнее. Наконец парни вздымают над головой Aegis — Эгиду — главную награду турнира. Хотя куда важнее денежная составляющая этой награды — 18 с лишним миллионов долларов. Рекордная сумма для киберспортивных турниров. Да и для большинства привычных видов спорта сумма просто невероятная. Например, общий призовой фонд легкоатлетической «Бриллиантовой лиги» на весь сезон 2021 года — всего 7 миллионов долларов. Победитель серии получает всего 30 тысяч. Парни из Team Spirit после уплаты всех налогов получат более чем по 2 миллиона зеленых, или по 150 миллионов рублей каждый.

При этом сам турнир по аудитории в период проведения стал вторым после футбольных трансляций. И это, действительно, знаменует собой пришествие нового мира. По крайней мере в спорте. Мира интернационального — в Team Spirit играли трое россиян и двое украинцев. Мира виртуального, где все действо творится на мониторе.

Именно с этим наступлением и пытаются справиться сегодня, в частности, в ФИФА, реформируя календарь, сокращая интервалы между чемпионатами мира. Даже футбол становится для поколения компьютерного века слишком медленным, а следовательно — неинтересным. Пока это незаметно: есть мы — те, кто старше. Мы создаем аудиторию турниров по традиционным видам спорта. Но пройдет еще десятилетие и… И крупные федерации начнут терять деньги: от продажи билетов, прав на показ соревнований, атрибутики и так далее. Киберспорт готов откусить свой изрядный кусок пирога.

И это нормально. Я в последнее время все чаще наблюдаю, как новый мир наступает на старый по всем фронтам. Это проявляется повсюду. Кто-то говорит, что это примета нашего времени, ктото сетует, кто-то восторгается. Люди разные — мировоззрение разное. Но старое уходит. Туда, где пылью оборачиваются вчерашние надежды, где в тенях растворяются мечты о великом. Это называется эволюционное развитие. А против эволюции не попрешь. Кто пытался — вымер.

Приведу два примера реакции на победу Team Spirit. Экс-игрок сборной России по футболу Александр Мостовой заявил на днях: «Не могу поверить, что за победу в киберспорте можно получить более 18 миллионов долларов. Уму непостижимо. Я такое не смотрю, для меня это игры. Не связываю их со спортом. Это ненастоящий спорт. Там ничего не надо делать: ни бегать, ни прыгать». Многие тут же напомнили Александру, что наши футболисты тоже не всегда бегают и прыгают, но сумасшедшие деньги получают.

Второй пример — реакция властей страны. Владимир Путин официально поздравил российскую команду с победой. Может, несколько официозно, может, без огонька, но внимание на федеральном уровне в любом случае говорит о многом.

На пороге нового мира

Лови волну!

В этой связи важнейшей задачей наших чиновников сегодня считаю не борьбу с киберспортивной волной. Напротив, нужно ее оседлать. Взять наш Абакан и Хакасию. Однажды на одном из заседаний некоей комиссии, куда меня пригласили в качестве представителя общественности, зашел спор о киберспорте. Корифеи сетовали, что компьютерные игры только губят детей и, следовательно, никакого отношения к спорту не имеют. Более того, они усмотрели в признании гейминга спортивной дисциплиной покушение на святое. На мои доводы о том, что это уже реальность, что киберспорт уже популярнее среди современных подростков любого футбола и хоккея, они только поморщились. И совершенно зря.

Есть ли у нас киберспорт? Есть. Я уже писал об этом. В ХТИ проводится ежегодно турнир AGS-Tournament. И проводится достаточно неплохо. Приличное количество участников, разные дисциплины. Есть даже призовой фонд. Не 18 миллионов, конечно, но есть. Тогда как организаторы и участники большинства местных состязаний по другим видам спорта могут об этом только мечтать.

Да и база для отбора сильнейших фактически готова. Компьютер сегодня есть в каждом доме. Дети, подростки, многие взрослые часами сражаются друг с другом. Другое дело, что геймерство и киберспорт — вещи разные. Так же как, к примеру, дворовый футбол и футбольное первенство Абакана. Просто щелкать мышкой — не значит быть киберспортсменом. Для этого нужно сделать серьезные шаги. Начать контролировать распорядок дня, тренироваться, отрабатывать тактику, стратегию, взаимодействие с членами команды. Не поверите, но профессиональные киберспортсмены предпочитают правильно питаться, а в перерывах между соревнованиями следят за физической формой.

Здесь ведь тоже важны реакция, выносливость, сосредоточенность. Сонная муха, объевшаяся чипсов и напившаяся газировки, вряд ли выдаст суперрезультат. Хотя исключения случаются.

Но вернемся к «оседланию волны». Что можно сделать сейчас? К примеру, неплохо было бы превратить наш город в Сибирский центр киберспорта. Организовать здесь площадку — игровой зал, трибуны, огромные мониторы, современные компьютеры, судейство — и начать проводить крупные турниры. Спонсоры подтянутся — уверен. Ну а Абакан в результате получит имидж продвинутого города, внимание молодежи, новых гостей, зрителей, которые, естественно, внесут свой вклад в экономику.

Но это пока мечты. Пока же мы имеем обещание министра спорта Хакасии Сергея Кочана установить в строящемся шахматном зале мониторы, которые можно будет использовать киберспортсменам. Обещаны и компьютеры — со временем. Кроме того, открылась в Абакане и первая секция киберспорта. Не буду говорить где — кому надо, найдет. Хотя вот тут меня гнетут сомнения. Секции и спортшколы в этой области представляются мне бессмысленными. Но, опять же, могу и ошибаться.

В любом случае, Абакан постепенно включается в орбиту киберспорта. И это уже не повернуть вспять. Так что ждем новых известий с этого фронта.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *