Исполняется очередная годовщина со времени кровопролитных боев с китайцами на дальневосточном участке границы, произошедшими 2–15 марта 1969 года. Небольшой островок нашей земли, размером всего то 1500 на 500 кв. метров, расположенный в Пожарском районе Приморского края, на дальневосточной реке Уссури, стал ранней весной 1969 года местом кровопролитного пограничного конфликта. В тех боях погибли 58 советских пограничников. Еще 96 наших солдат и офицеров получили в этих боях ранения и контузии. Среди них были наши земляки — жители Хакасии.

Братья навек?..

За проявленный героизм начальнику Иманского пограничного отряда полковнику Д.В. Леонову (посмертно), начальнику заставы ПЗ 2 «Ниж не Михайловка» — старшему лейтенанту И.М. Стрельникову (посмертно), начальнику заставы ПЗ 1 «Сопки Кулебякины» — старшему лейтенанту В.Д. Бубенину и командиру отделения заставы «Нижне Михайловка» — младшему сержанту Ю.В. Бабанскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Закрытым Указом ПВС СССР это высокое звание получил посмертно и младший сержант В.В. Орехов — военнослужащий 2-го батальона 199 го мотострелкового полка 135 й МСД КДВО, подразделения которой принимали самое активное участие в отражении агрессии во время советско китайского вооруженного конфликта на наших дальневосточных рубежах.

Этот вооруженный советско китайский конфликт произошел далеко не случайно. Как известно, после победы в Великой Отечественной войне Китай приобрел статус главного союзника и партнера СССР в восточно азиатском регионе. Люди старшего поколения еще помнят времена, когда на просторах СССР весьма популярным был коммунистический пропагандистский лозунг: «Русский с китайцем — братья навек!» Однако в силу некоторых причин между двумя странами стали накапливаться неразрешимые разногласия. Ухудшение советско китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности Сталина. Во первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во вторых, председатель Мао искренне считал, что личный вклад Сталина в развитие социалистической теории, его достижения в руководстве страны и создании блока социалистических государств абсолютно превалируют над допущенными «незначительными сталинскими ошибками и перегибами».

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и вот такой момент. Мао Цзэдун после смерти советского руководителя претендовал на роль лидера во всемирном коммунистическом движении. Кроме того, удар первого секретаря Н.С. Хрущева по сложившемуся культу Сталина ставил под угрозу складывающийся в Китае культ самого председателя КНР Мао. В 1960 году кризис в отношениях между наши ми странами значительно усилился, когда СССР отозвал из Китая всех своих гражданских и военных специалистов, помогавших Китаю развивать свою экономику и вооруженные силы. Завершением процесса разрыва двусторонних связей стал отказ китайских коммунистов от участия в XXIII съезде КПСС, о чем ими было заявлено 22 марта 1966 года.

В этот период значительно активизировались провокационные действия китайцев на границе. В период с 1964 по 1966 годы только на участке Краснознаменного Тихоокеанского пограничного округа китайцы организовали свыше 6000 различных пограничных инцидентов и провокаций, в которых было задействовано не менее 25 000 китайских граждан. Это привело к тому, что в 1966 году было принято решение о срочном формировании новых погранотрядов на советско китайской границе, в том числе нового отряда со штабом в гор. Иман-Пограничный (ныне — г. Дальнереченск Приморского края. – Прим. авт. ), ранее расформированного по случаю «вечной дружбы» советского и китайского народов. Начиная с зимы 1967/1968 годов китайцы стали осуществлять постоянные обходы «спорных островов». Все чаще сюда наведывались «хунвэйбины» — боевики «культурной революции». Однако наше партийно политическое руководство, стремясь не испортить окончательно советско китайские отношения, никаких мер для усиления режима охраны границы в этом регионе не предпринимало. Как результат — потасовки и рукопашные схватки между советскими пограничниками и китайцами — нарушителями границы на реке Уссури стали делом почти будничным и привычным. Москва требовала «на подобные провокации не поддаваться, огонь не открывать ни при каких обстоятельствах!» Между тем китайцы, чувствуя свою безнаказанность, наглели все больше и больше.

Думаю, здесь уместно привести воспоминания непосредственного участника тех событий, а ныне генерал лейтенанта КГБ в отставке, Героя Советского Союза Юрия Бабанского, сказанные им в одном из интервью: «…служить на заставу “Нижне Михайловка” я был направлен из отряда в начале февраля 1969 года. Прибыл на заставу и вижу, что там, кроме повара, никого из солдат нет. Спрашиваю у него: “А где все?” Повар мне в ответ: “На заставе сейчас я один, готовлю обед. Все остальные наши — на берегу, с китайцами дерутся”. Узнал у повара, как пройти к тому месту, и бегом по тропинке на берег Уссури. …Вижу, что там идет самая настоящая драка наших солдат с китайцами. Как позднее оказалось, китайцы часто нарушали границу в этом месте. Они по льду переходили протоку реки и вторгались на нашу советскую территорию. Вот начальник заставы в очередной раз и поднял весь личный состав для отпора и выдворения нарушителей границы с нашей земли. Наши то парни повыше и поздоровее китайцев. Китайцы помельче наших, но тоже — ловкие и увертливые. Пока их всех “отмолотили”, времени около часа прошло. Но без единого выстрела. Помню, мне подумалось тогда: “Да а, в веселеньком месте выпало мне дослужить”. К сожалению, вот так — с “мордобоем” или стрельбой, но без человеческих жертв — защищать советско китайскую границу получалось не всегда…»

Стояли насмерть

Трагические события на границе произошли ранним утром 2 марта 1969 года. Пограничный наряд заставы, находившийся на посту наблюдения, расположенном на склоне сопки Кафыла, в 10.30 доложил о выдвижении двух групп нарушителей с китайского берега в сторону нашего. Пограничники тут же были подняты «в ружье». Около 11 часов дня с заставы в сторону острова выехала тревожная группа на автомобилях. Прибыв на место нарушения государственной границы СССР, начальник заставы — старший лейтенант Иван Стрельников с семью пограничниками тут же направился вдоль замерзшего русла реки Уссури наперерез нарушителям. Вторая половина состава «тревожной группы» под командой нашего земляка, призванного на военную службу из пос. Майна Бейского района Хакасской авт. области, сержанта Владимира Рабовича, состоящая из 13 бойцов, начала преследование еще одной группы китайцев. Пограничники практически сразу попали под шквальный автоматный огонь китайцев. В этом скоротечном бою в числе прочих защитников советских дальневосточных рубежей погибли и наши земляки: инструктор службы собак — младший сержант Николай Колодкин, призванный на службу из дер. Очуры Алтайского района, и стрелок заставы — рядовой Гаврил Киселев, призванный на службу Усть Абаканским РВК Хакасской авт. области. Из этой группы солдат уцелел только рядовой Геннадий Серебров. Китайцы приняли этого тяжело раненного советского солдата за убитого. Третья группа пограничников не смогла своевременно прибыть к месту нарушения границы, так как у их автомашины перегрелся мотор. 12 человек во главе с младшим сержантом Юрием Бабанским опоздали к месту боя примерно на 10–15 минут. По сути, эта небольшая задержка в пути, связанная с неисправностью автомобиля »техпомощи» ГАЗ 63, и спасла их от неминуемой смерти в первые минуты боя. Группа пограничников, которую вел за собой начальник заставы «Нижне Михайловка» — старший лейтенант Иван Стрельников, полностью погибла, расстрелянная автоматным огнем в упор из умело организованной и тщательно замаскированной китайской засады.

Продолжение следует

Сергей БАЙКАЛОВ
Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *