Указом президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. 28 декабря на заседании Совета старейшин хакасского народа глава Хакасии Валентин Коновалов объявил, что 2023 год в нашей республике провозглашен Годом молодежи. И героя нашей сегодняшней публикации по праву можно самым непосредственным образом отнести как к представителям активной молодежи, так и к ярким представителям педагогического сообщества. Знакомьтесь: Максим ДЭКА, учитель английского языка абаканской школы № 26.
В школе Максим Витальевич Дэка работает всего четыре года и считается молодым специалистом. Однако, несмотря на небольшой стаж, коллеги-учителя считают его уже состоявшимся, опытным педагогом, а ученики с 6-го по 11-й класс всегда с радостью бегут на его уроки, легко и с удовольствием изучают новые темы. Ведь каждый урок Максим Витальевич старается сделать интересным именно для этой, конкретной возрастной группы, учитывая увлечения современных подростков.
Такой подход и тщательная подготовка к каждому уроку и позволили Максиму Дэке победить в прошлом учебном году в республиканском конкурсе «Молодой учитель — 2022». Видеоролик Максима Витальевича «Учитель будущего» и увлекательный мастер-класс на тему «Функциональная грамотность: содержание и технологии формирования» члены жюри признали лучшими из всех работ финалистов.
Помимо того, что Максим является одним из лучших учителей английского языка в республике (как признало авторитетное жюри конкурса), он еще и «классный папа», то есть классный руководитель 7 «А» класса.
— Если учителем-предметником еще можно работать, лишь любя свой «предмет», то быть классным руководителем можно лишь по призванию, по зову души и сердца. Иначе никак. Ведь как классный руководитель ты отвечаешь буквально за все в жизни ребенка в стенах школы. Ты должен организовать личностно и общественно значимую деятельность в классе, систему самоуправления — чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать свои способности, научился коммуницировать. Классный руководитель должен уметь прогнозировать, анализировать деятельность и взаимоотношения учащихся своего класса для создания сплоченного коллектива, в котором комфортно каждому ребенку. Особое искусство — осуществлять при этом тщательный контроль за детьми, но так, чтобы не разрушить доверительных отношений. Все это я стараюсь реализовать со «своими детьми»: ребята пришли ко мне в пятый класс, сегодня это семиклассники, мне очень интересно смотреть, как они растут, взрослеют. Конечно, моя главная задача — помогать им во всем, — отмечает молодой педагог.
На мой вопрос, как Максим Витальевич оказался в школе, ведь мужчины не то что не идут работать учителем английского языка, на факультетах иностранных языков редко встретишь молодого человека — обычно в группах одни девушки, собеседник ответил следующее.
— Можно сказать, что наша группа была исключением. Я учился в ХГУ им. Н.Ф. Катанова, так вот у нас в группе парней было больше, чем девушек. Другое дело, что мои одногруппники, действительно, не пошли в общеобразовательные школы: кто-то работает совсем не по специальности, кто-то занимается репетиторством, кто-то — преподает в частных языковых школах. Что касается лично меня, то я решил, что школа — это мое, после прохождения педагогической практики. Английский язык мне всегда был интересен и давался легко, возможно, потому, что моя мама — учитель английского. Я родом из Шушенского, после окончания университета был призван в армию, а когда вернулся, решил: поработаю один год, а дальше будет видно. В итоге работа с детьми затянула — мне действительно очень интересно в школе, вот уже четыре года пролетели незаметно. Единственное, что изменилось — переехал в Абакан, так как хотелось жить в более крупном населенном пункте, — отмечает педагог.
Первое время, признает мой собеседник, было непросто, но затем, когда начинаешь понимать принципы работы в общеобразовательном учреждении, становится легче — и в плане требований современных стандартов, и в плане методической подготовки к урокам.
— Я всегда стараюсь сделать так, чтобы детям было на уроке интересно, чтобы они понимали, зачем мы изучаем ту или иную тему. Важно и мотивировать ребенка — тот же красивый стикер распечатать, устроить какой-то небольшой конкурс, ведь дух состязательности присущ каждому ученику, всем хочется выполнить задание лучше, быстрее и заработать приз. Что интересно, это работает с 6-го вплоть до 11-го класса. В первый год работы у меня уходило очень много времени на подготовку разного рода раздаточного материала: фигурки, карточки, всякие коробочки и т. д. Каждый мой вечер напоминал дома кружок «Умелые ручки» — что-то придумываешь, клеишь, вырезаешь. Сейчас уже проще в этом плане, за четыре года накопилось много всего интересного, но все равно планку снижать нельзя — ведь дети все чувствуют. Начнешь немного «халявить», работать спустя рукава, интерес у школьников быстро пропадает, а с ним и мотивация к изучению английского языка. Поэтому стараешься, каждый раз придумываешь что-то новое. При изучении новых тем стараюсь задействовать персонажей популярных у подростков героев компьютерных игр, фильмов. Также стараюсь как можно чаще применять такие формы воспитательной работы, как дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, ролевой тренинг — каждая из них дает возможность ребенку раскрыться, показать свои таланты, — рассказывает учитель.
Абаканская школа № 26 — одно из больших по численности общеобразовательных учреждений города. Интересуюсь у собеседника, много ли в большом педагогическом коллективе коллег-мужчин.
— Не могу сказать, что нас много, но в последнее время мужчины в школу идут. Помимо традиционных учителей физической культуры, технологии и ОБЖ, у нас школе работают мужчины-учителя русского языка, английского — кроме меня есть еще один молодой человек. Сегодня не могу сказать, что престиж профессии педагога высок — но к этому мы постепенно возвращаемся. Вспомните, еще не так давно считали, что образование — это сфера услуг, о каком престиже профессии тогда можно было говорить? Сегодня, повторюсь, ситуация меняется. Надеемся, что мероприятия Года педагога и наставника помогут в этом важном деле, — считает Максим Витальевич.
Как отмечают коллеги-педагоги Максима Дэки, школьники, у которых классные руководители мужчины, обычно намного самостоятельнее благодаря тому, что классный «папа» не делает все за детей, а дает им пространство для развития и свободу для творчества, но потом и спрашивает сполна. В классах часто формируется настоящая дружба между детьми — никаких склок, никаких группировок. Таков и 7 «А» класс, которым руководит Максим Витальевич.
Мой собеседник согласен, что сегодня, когда почти треть семей в нашей стране — неполные семьи, где детей воспитывают лишь мамы, не у каждого ребенка есть в жизни перед глазами «положительный мужской пример». Поэтому возвращение мужчин в педагогику, создание гармоничной среды развития для детей сегодня как никогда актуально.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из личного архива Максима Дэки
О статусе и роли учителя
24 января Президент Российской Федерации Владимир Путин провел совещание с членами Правительства России. Министр просвещения РФ Сергей КРАВЦОВ представил план мероприятий, которые пройдут в Год педагога и наставника. В их числе конкурсы, фестивали, форумы, а также инициативы по поддержке учителей и повышению их статуса.
— Во все времена, подобные тем, которые мы переживаем сегодня , мы отчетливо, ясно осознаем роль и значение учительского труда, деятельности педагога. Потому что именно педагог, учитель формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения. И от этого в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства. Неслучайно, что 2023 год объявлен у нас Годом педагога и наставника, — отметил Владимир Путин.
Сергей Кравцов также обратил внимание, что уже проделана большая работа, направленная на повышение статуса педагога. Принят закон о снижении бюрократической нагрузки на учителей. Сегодня совместно с депутатами и представителями Совета Федерации прорабатывается вопрос о законодательном закреплении особого статуса учителя.