Накануне, 4 ноября, исполнилось 95 лет со дня рождения Галины Яковлевны Ремишевской. Двадцать семь лет она возглавляла Хакасскую областную больницу – ныне Республиканскую клиническую больницу имени Г.Я. Ремишевской. Это имя лечебному заведению было присвоено в 1993 году, после смерти Галины Яковлевны. Месяц назад коллектив отметил и 65-летие со дня основания своего учреждения – главного в системе здравоохранения республики.

Наш корреспондент, автор книги о Г.Я. Ремишевской «Людям жертвуя душою…», в свое время, собирая материалы и воспоминания о Галине Яковлевне, многое узнал об этом легендарном человеке, всей свой жизнью и служением людям сделавшем честь хакасской медицине. Перед вами воспоминания людей, лично знавших Г.Я. Ремишевскую.
Первая встреча – последняя встреча…
Галина Яковлевна Ремишевская, заслуженный врач РСФСР… Всего лишь один раз мне довелось увидеть Галину Яковлевну – в ее кабинете и в процессе общения с коллегами, услышать ее распоряжения и успеть составить о ней свое личное мнение.
В начале 90-х годов ХХ века мы с О.В. Ширковец, которая теперь является председателем Хакасского регионального отделения Союза журналистов РХ, а в лихие девяностые возглавляла городскую газету «Абакан», подъехали к зданию Хакасской областной больницы и, минуя секретаршу, буквально ввалились в кабинет главврача. Галина Яковлевна разговаривала по телефону – динамично, шумно дыша, с требовательными нотками, и вдруг внезапной улыбкой и одновременно жестом руки пригласила: присаживайтесь, мол, присаживайтесь… Встав из-за стола, она прочитала переданное ей письмо, оперативно вникла в дело, пообещав помочь человеку, который обращался в редакцию с просьбой о какой-то сложной операции… Мало того: Галина Яковлевна прямо при нас вызвала к себе в кабинет нужного врача, объяснила ему ситуацию, и вопрос, таким образом, был решен…
Тут же она молниеносно исчезла за дверью по какому-то другому неотложному делу, уже нас не касающемуся. «Видишь, какая она мировая! – восторженно обратилась ко мне Ольга Валерьяновна. – Не женщина, а огонь!» – «Да, – с готовностью ответил я, – просто удивительная какая-то женщина. И такая простая, открытая… Как будто нас с тобой знает как давних-предавних друзей».
По одной этой встрече уже легко можно было с уверенностью сказать, что Галине Яковлевне чужды чванство, официоз, внешние заносчивые манеры руководителя. Она вся, с первой минуты общения вникнув в проблему, отдавалась текущему делу, и ты уже забывал, что перед тобой не знакомый врач, а человек со статусом, руководитель областной больницы.
Вскоре Галина Яковлевна вернулась в кабинет, с порога, на ходу веером раздаривая нам слова: «Все будет хорошо, мои миленькие. Всё мы вам сделаем!.. Не беспокойтесь! Люди должны верить в нас, медиков, и в вас, журналистов, и в силу газетного слова».
Уже тогда у меня промелькнула мысль насчет того, как это у Галины Яковлевны, при таком-то щедром отношении к людям, на всех хватает своего собственного здоровья и своего вовсе не резинового времени? Она безоглядно раздаривала себя людям, работе, больным с их просьбами, их взволнованным родственникам… Она не жалела и как будто не имела права жалеть себя.
И вот еще что… Галина Яковлевна была крупной женщиной. При этом она, как всякий тучный человек, тяжело дышала, чему способствовала, конечно, и ее быстрая речь. Но в таком грациозно-мощном теле жила (да просто ликовала!) подвижная, на все живо откликающаяся славная душа, пульсировал ее оперативный стремительный ум, находила правомерный выход ее волевая распорядительность. Главврач тогда проводила нас обратно не только до приемной – до выхода из коридора, проводила как почетных гостей и только тогда заторопилась обратно к себе в кабинет.
О.В. Ширковец, как и другие, рассказывала мне, что у Ремишевской – по крайней мере, тогда – не было служебного автомобиля. Галина Яковлевна, если надо, ездила всегда на скорой. Так вот… Порой рано поутру, еще до планерки, главврач приходила в редакцию газеты и приносила с собой закрытый конверт с энной суммой денег. При этом говорила: «Только ни в коем случае не пишите в мой адрес благодарностей в газете!» Время-то было не только лихим, но и нищенским. Безработица… Редакция газеты «Абакан» стала проводить акции по сбору денежных средств в пользу обездоленных и всевозможных вещей для матерей-одиночек. И вот Галина Яковлевна принимала в этой акции самое активное участие, совсем не стремясь обнародовать на страницах городской газеты свое имя.
Служение людям
При всей своей значимости для медицины Хакасии она никогда не делила людей на простых и влиятельных: все больные для нее были равно одинаковы! И за это ее здорово уважали – уважали начальники разных мастей и… трактористы, пахнущие соляркой, партийные работники и уборщицы с покрасневшими руками. Все! Если тому или иному врачу она давала поручение, то непременно добавляла: «Примите меры и доложите, что и как». И попробуй тут ослушаться…
Да, достаточно вчитаться хотя бы в скупые строки ее биографии, чтобы понять, что это был за выдающийся человек. А всё, между тем, у нее начиналось как у всех, и лишь потом…
Галина Яковлевна родилась 4 ноября 1930 года в г. Минусинске. В 1954 году окончила лечебный факультет Красноярского мединститута. В Хакасии ее назначили заведующей лечебным пунктом поселка Усть-Абакан. После трех лет отличной – заметьте! – работы она утверждается в должности главного врача лечебно-профилактического объединения Усть-Абаканского района, самого большого в Хакасии, и возглавляет все районное здравоохранение девять лет. Галина Яковлевна справлялась с этой сложной, особенно по тому времени, работой исключительно на отлично. Это были перегруженные, хлопотные дни, беспокойные ночи, срочно (и точно!) принятые решения, но никогда не было у нее растерянности, не было слез бессилия. Стойко отстаивая интересы больных, она снискала уважение не только у них, но и, понятное дело, у людей, отвечающих за здравоохранение Хакасской автономной области. И взлет, который вскоре произошел в ее трудовой биографии, только для несведущих был случаен; те же, кто прекрасно был осведомлен о ее горячей самоотдаче в деле становления медицины в Усть-Абаканском районе, расценили этот ее профессиональный успех как закономерность. И то сказать: ведь в 1966 году Галина Яковлевна переводится на работу в область, и не куда-нибудь, а сразу на должность главного врача Хакасской областной больницы.
Она и тут, нисколько не растерявшись или, наоборот, не возомнивши себя большой начальницей, сразу проявила свои замечательные организаторские способности, сумела сплотить большой коллектив медицинских работников, добилась (даже на зависть мужчинам-руководителям!) коренного улучшения материальной базы больницы, сделав ее, таким образом, центром всей здравоохранительной деятельности Хакасии. За двадцать семь лет (!) работы в этой неспокойной должности главврача Г.Я. Ремишевская, не считаясь со своим здоровьем и временем, помимо лечебной деятельности, сумела воспитать замечательные кадры врачей и медработников, которые вскоре стали и по настоящее время остаются, как и она, символом преданного служения медицине Хакасии.
Галине Яковлевне были присвоены почетные звания «Заслуженный врач РСФСР», «Отличник здравоохранения СССР». Она награждена орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и рядом правительственных медалей. Она даже в праздничные дни, посещая общественные мероприятия или участвуя в ноябрьских или майских демонстрациях (по советскому календарю), почти никогда не надевала эти свои награды. О чем это говорит? Да о том, что ей свойственна была личная скромность. Она всегда больше времени отдавала другим людям, чем себе. Вроде бы затертые слова, скажет иной… Но попробуй каждый из нас прикинуть их на себя!
Спешите делать добро
Вокруг Галины Яковлевны выросли и сплотились замечательные врачи. Это Надежда Николаевна Гончарова, Эльза Федоровна Гергенредер, Владимир Иванович Самсонов, а также Виктор Васильевич Идт, Лия Герцеговна Гершт, Ольга Владимировна Штыгашева, Борис Леонтьевич Мутиц и многие другие, впоследствии отмеченные, как и она, Ремишевская, почетными званиями заслуженных врачей РСФСР и России, а также Хакасии.
Опираясь на помощь исполкома Хакасского облсовета и его отдела здравоохранения, Галина Яковлевна постоянно решала вопросы строительства новых корпусов поликлиники. За время ее работы многие службы и отделения были оснащены новейшим диагностическим и лечебным оборудованием. Все это давалось нелегко, но во многом помогали Галине Яковлевне ее высокий личный авторитет и «пробойность». Лучшей благодарностью главврачу явилось увековечение ее имени в названии Хакасской республиканской больницы, которой она отдала всю свою жизнь.
Галина Яковлевна, хоть и была светочем для больных, но, как и все, являлась обычным человеком, и ей тоже было суждено умереть «в боли…». Она вовсе не думала, что после смерти ее назовут не иначе как легендой хакасской медицины, а по инициативе родного коллектива больнице, которой она руководила почти тридцать лет (и как руководила!), и года не пройдет – присвоят ее имя.
…Когда я смотрю на мемориальную памятную доску Г.Я. Ремишевской, вывешенную на фасадной стене республиканской больницы, непременно вспоминаю слова из клятвы Гиппократа. Ведь это как будто не только о себе, а о таких, как она, сказал он некогда: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного…»
…Спешите делать добро, раз вам отмерена жизнь в мире людском. Спешите, как это, служа себе, больным и Богу, без всякого расчета на выгоду, делала в своей жизни Галина Яковлевна Ремишевская!
Валерий ПОЛЕЖАЕВ
Фото предоставлено сыном Г.Я. Ремишевской Владимиром Николаевичем
