Итак, в июне наша абаканская семья совершила путешествие на полуостров Крым, овеянный легендами и великой историей. Эта земля поразила своей красотой — песчаными пляжами, скалистыми бухтами, морем, которое на рассвете становится нежно-голубым, в обеденные часы — бирюзовым, а вечером — бесконечно синим.
Под охраной морских кораблей
Я впервые в Севастополе. Наше знакомство с городом началось еще в электричке, когда мы, подъезжая к железнодорожному вокзалу, увидели морской порт. Как ребенок, я завороженно провожала взглядом большие военные корабли. Раньше видела их только по телевизору, а тут — на расстоянии практически вытянутой руки. Знакомство продолжилось уже на экскурсии. На небольшом катере мы поплыли сначала в южную часть, а затем в северную. С моря можно любоваться городом-героем, видеть исторические здания на берегу, например комплекс морских госпиталей.
Кстати, Севастопольский морской госпиталь стал первым медицинским учреждением на юге России. Здесь практиковал выдающийся русский хирург Николай Пирогов, а также известный ученый, профессор медицины Валентин Войно-Ясенецкий, многие знают его как святителя Луку, а также семейный доктор царской семьи Евгений Боткин. В госпитале оказывали помощь раненым во время Крымской войны, героически помогали солдатам и морякам в Великую Отечественную. Сейчас это госпиталь Министерства обороны России.
Как рассказал экскурсовод, житель Крыма из штатских не может попасть туда на лечение, только военнослужащие и их семьи. По пути следования мы видим десятки боевых и гражданских кораблей, плавучие краныплатформы для ремонта судов. Раньше, когда на Крым не были наложены санкции, в бухты Севастополя заходили круизные лайнеры, которые отправлялись отсюда в кругосветное путешествие. Есть и суда, которые стоят на приколе. Как, например, два украинских: во время «крымской весны» матросы залили двигатели кораблей бетоном. Предстает во всей красе и большой медицинский корабль — судно-госпиталь «Енисей». Еще несколько лет назад на нем проводились хирургические операции.
Впервые наша семья увидела подводные лодки, они грациозно расположились вдоль берега в ожидании приказа выйти в море. «А это, обратите внимание, — продолжал гид, — лодка без номеров и опознавательных знаков. Это лодка ФСБ». Постепенно мы подплываем к морским воротам Севастополя. Ровно в 12 часов слышим выстрел из пушки, так город приветствует жителей и туристов.
Древняя Эллада на берегу Чёрного моря
А потом сбылась еще одна мечта! Побывать в древнем Херсонесе. Я очень благодарна своей подруге Татьяне Саркисовой, которая организовала для меня эту невероятную экскурсию.
Хочу сказать несколько слов о Тане: она родом из Хакасии, наши дети вместе ходили в ясли, но потом Таня и ее муж уехали в Крым. Как-то Сережа сказал: «Я, наверное, когда-то здесь умер. Меня тянет сюда всем сердцем, нутром…» Может быть, поэтому у Тани и Сережи всё сложилось, в Крыму они обрели свою вторую родину. Причем и о Хакасии, любимом и уютном Абакане, и о Крыме они говорят одинаково восторженно. Правда, Таня еще каждое утро щипает себя, глядя в окно из дома на Сапунгору (это героическое место обороны Севастополя), проверяя: точно ли это не сон? — и поет утром гимн города.
Так вот, оставив детей с мужьями, мы отправились в Херсонес. Кстати, для жителей Севастополя эта экскурсия совершенно бесплатная, как и многие другие в городе. В Херсонесе я увидела древние улочки, дома, каменные стены крепости, сохранившуюся до наших дней напольную мозаику. Мурашки по коже, ведь всё это родом из пятого века до нашей эры. Именно тогда к берегам полуострова приплыли воинственные греки. Город пережил и римское присутствие, и византийское владычество.
После череды разрушений 13–14-го веков, Херсонес приходит в запустение, последние жители покидают его, и свое второе рождение он обретает уже как памятник археологии. Раскопки начались в 1827 году, позже Херсонес посетил последний русский император Николай Второй. Сколько тайн скрывает Херсонес, сколько удалось сохранить! Например, клятву жителей города, она выгравирована на столбе, и, положив руку на импровизированную ладонь, можно услышать строки из древности, дошедшие до нас. Смысл их такой: «Каждый житель Херсонеса должен любить и почитать свой город и народ, не воровать, не предавать его — иначе смерть…»
Если верить историкам, именно в Херсонесе принял крещение князь Владимир, а потом отправился в Киев крестить Русь. Потрясающий вид открывается на море из Херсонеса… Греки знали, куда плыть, знали, какая здесь ласковая природа. Анна Ахматова писала, что нет места лучше, чем Херсонес. Я с ней согласна… А еще я испытала невероятные чувства, прикасаясь к древним колоннам, сидя в амфитеатре, который сохранился до наших дней, — кстати, там показывают спектакли…
Пока мы с Таней любовались древним городом, практически в нескольких метрах от исторического комплекса купались наши дети — в море, по которому приплыли жители Эллады. Мой младший сын Егор научился там плавать, прыгая в воду с пирса. Когда мы ложились спать, я гладила детей по голове и говорила: «Запомните это на всю жизнь, вы плавали у берегов древнего Херсонеса».
Крымская Венеция
Это про Балаклаву. О ней написал Александр Куприн свой рассказ «Листригоны»: про гордых греков, приплывших к берегам, смелых рыбаков, которые, прежде чем отправиться на промысел, пьют крепкий кофе в барах, расположенных вдоль набережных. В Балаклаву приезжаем вечером, на закате бухта просто великолепна. Это уже другой Крым, напоминающий Венецию. Вдоль набережной стоят яхты, рыболовные баркасы и прогулочные катера. На горах стоят эллинги — это дома с выходом не на автопарковку, а на пристань, где может стоять прогулочная яхта.
Балаклава прекрасна, здесь нет ветра, только мягкий бриз. Вот рыбаки на берегу стоят с удочками и ведут неспешные беседы. В городе пахнет рыбой и кофе. От ветра и штормов город охраняет скала. Если вы будете плыть по морю, никогда не заметите вход в бухту. Этим и воспользовались военные в период «холодной войны» и построили при въезде в город, в скале, базу военных подводных лодок. Теперь там музей, можно прокатиться на морском трамвайчике и увидеть настоящий город в скале и всю мощь безмолвных черных металлических китов… Для детей это невероятные впечатления, особенно для мальчишек.
Рядом с Балаклавой расположен пляж Васили. Чтобы оказаться там, нужно ехать на автомобиле, потом несколько десятков метров идти пешком, а чтобы спуститься вниз к пляжу — преодолеть больше ста ступеней. Но это того стоит! Море здесь бирюзовое, волны и песок. А на скалах, говорят, ночью можно увидеть… русалок! Это местные девушки купаются здесь нагими…
Вот таким мы, жители нашего сибирского Абакана, этим летом впервые увидели Крым. И хорошо, что он теперь наш — российский!
Дарья КАЗАК
Фото из личного архива автора
Прекрасно понимаю упомянутого вами Сережу. Тоже в детстве постоянно слышала и читала о Крыме: это Юг, это Море, это летний отдых, Артек, санатории, древности, Грин и Феодосия, Коктебель и художники…