Создатель национальной системы здравоохранения Великобритании Эньюрин Бивен однажды метко окрестил политику кровавым спортом. В последнее время этот спорт превзошел по популярности любые другие развлечения. Все вокруг обсуждают политику. Даже на работе, втягивая меня или игнорируя, люди спорят о судьбах мира и страны. Ссорятся, мирятся, лозунги толкают. И меня это все больше и больше беспокоит. Почему? Попробую объяснить.
«Кесарю — кесарево…»
Итак, окружающие меня люди внезапно стали политически активны. Не все, но большинство. Рассуждают, задаются вопросами, строят теории. Обсуждают выборы в США, прикидывают влияние протестов на политические системы современного мира, строят геополитические прогнозы. В общем, занимаются тем, что еще десять лет назад их совершенно не интересовало. И это происходит не только в моем окружении, но и в социальных сетях. Сообщества, администраторы которых раньше постили исключительно смешные мемы, забавные «видосики» или даже футбольные обзоры, теперь пестрят сообщениями на политическую тему.
И мне это не нравится. Не потому, что я глубоко аполитичен. Отнюдь. Скорее, потому, что большинство всех этих рассуждений представляются мне глубоко дилетантскими. Очень удобно, вооружившись цитатой из Монталамбера, доказывать, что политикой должен заниматься всяк и каждый. Ну, вы помните: «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Цитата прекрасная, но написана мыслителем и политиком для мыслителей и политиков. Имею в виду, написана не для определенного социального слоя, золотой страты так сказать, а для людей, которые готовы заняться политикой в силу образованности, понимания мироустройства, моральной готовности и, самое главное, ответственности.
Проще говоря, каждый должен заниматься своим делом. Им может быть и политика, но для этого необходимо соответствовать заявленным ранее качествам. Почему-то никто не спешит делать операции на сердце, не имея соответствующих навыков, а вот оседлать политического конька-горбунка готов каждый. Кто-то скажет — некорректное сравнение. Вовсе нет. Просто в гуманитарной сфере последствия неверных действий проявятся несравненно позже, чем в естественно-научной. Но проявятся обязательно. И будут столь же удручающими.
Но все же все вокруг сегодня ищут. Кто-то карту пути к прекрасному будущему. Кто-то — рецепт золотого настоящего. Кто-то рекламирует ценности анархии. Кому-то милее национализм. А половина планеты вдруг начала размахивать флагами демократии и свободы.
Была давеча история, когда молодые коллеги, прочитав новость о возможном запрете аниме, начали горестно вздыхать: мол, недемократичным становится наше государство… Охо-хонюшки-хо-хо… На мою просьбу — дать определение демократии — они спешно застучали по клавиатурам, вопрошая истинного знания у браузера. Получили вполне ожидаемый ответ: демократия — власть народа, кроме рабов и женщин. Это из истории Древней Греции, кто не помнит. При этом браузер, естественно, не выдал ничего ни про споры античных философов о демократии, ни про личную ответственность каждого представителя того самого народа, который и есть власть. А она ведь есть, эта ответственность. Она требует не только лозунгов, но и действий. Не митингов, нет. Для начала было бы неплохо начать посещать собрания собственников жилья. Как выяснилось, об этом мои коллеги и не думали.
Это лишь пример, который заставил бы вздрогнуть и Монталамбера, и Аристотеля, и Макиавелли… Бисмарк бы и вовсе расхохотался.
«Тишины хочу, тишины!»
Вы скажете, что я слишком строг к молодежи. Может быть. Но только ли это проблема молодежи? Вовсе нет. Сколько вокруг мужчин с кризисом среднего возраста, которые вдруг начали комментировать и лайкать политические тексты, а вечерами в бане вместо женщин обсуждать действия тех или иных политиков? Сколько женщин, которые вместо заботы о детях с пеной у рта доказывают свою политическую правду?
А штука вся в том, что никакой правды в политике, думаю, нет. Как нет борьбы за справедливость, заботы о народе, цели создать светлое будущее, наконец. Политика — это игра, где все вышеназванное только лишь инструменты. Карты, в которые нужно правильно сыграть, чтобы сегодня выиграть очередной раунд. Завтра будет новый.
Здесь массы ничего не решают. Здесь решают индивидуальности, которые, в отличие от масс, давно раскусили суть политики и великолепно ориентируются в информационно-психологическом поле. Если бы было иначе, мир не знал бы Лениных, Наполеонов, Черчиллей, Рузвельтов… Был бы один безликий народ — сам себе хозяин и сам себе правитель. Но ведь все не так. То ли не доросли мы до этой стадии эволюции, то ли ее в принципе не существует.
Что же меня беспокоит, спросите вы вполне справедливо? Казалось бы, ну читают вокруг о политике, ну пробуют в нее играть. Ну и пусть их. Может быть, и так. Но вот ведь какое дело: излишняя политизированность народа, при полном политическом дилетантизме, делает из него идеальное оружие в руках опытных мастеров игры. Взять протестные волны, захлестнувшие в последнее время весь мир. Неужто кто-то верит, что они — порождение социума? Что сами люди дошли до протестов?
Где-то в ответ на эти вопросы смеются Ленин и Гитлер. И они, и десятки других им подобных политиков в свое время очень умело оседлали политизированные толпы. Ильич — пролетариат, который хотел все и сразу, не дожидаясь анонсированных Временным правительством реформ. Фюрер овладел умами униженных Первой мировой немцев в годы страшного экономического кризиса.
И это только один вариант использования политизированного народа. А сколько их на самом деле?
И все они ведут к одному и тому же — разрушению существующего порядка. Тотальному разрушению. Особенно, если речь идет о России. Два раза за прошлую сотню лет россияне отбрасывали себя в прошлое, истинно уверовав в свою политическую осведомлен ность. Сжечь, сломать, закрыть, разогнать, вздернуть на столбах, расстрелять, сгноить… Жесткие слова, связанные с переменами, не находите?
Это как раз ответ на вопрос, почему многих беспокоят происходящие в обществе процессы. Не скажу, что меня сегодня устраивает все, что происходит в государстве. Есть многое, что хотелось бы изменить. Но постепенно. По заветам Столыпина: «Дайте 20 лет покоя — и вы не узнаете Россию». Именно покой нужен стране, а не конкретные политические лидеры — пусть себе меняются. Не попытки облагодетельствовать всех и каждого — сами справимся. Дайте тишины! Покой и только покой.
Правда, Столыпин, помимо внутреннего, говорил еще и о внешнем покое. И вот тут-то проблемка. Там, за границей, Столыпина не читали.
Анзор САБАНОВ
Иллюстрация из открытых источников