Как подготовить школьников к ЕГЭ по русскому языку, чтобы стабильно как минимум половина учеников становились «высокобалльниками» — то есть достигали на экзамене результата от 80 баллов и выше? Ответ на этот вопрос знает и в течение многих лет реализует на практике учитель русского языка и литературы абаканской школы № 11 Наталья Олеговна ОРЛОВА.

В настоящее время в обществе снова спорят о ЕГЭ — причем вопрос о возможности его отмены поднимается на самом высоком уровне. О перспективах ЕГЭ спрашивают у Владимира Путина, задан был этот вопрос на минувшей неделе и Михаилу Мишустину во время его отчета в Госдуме о работе правительства в 2022 году. Среди 20 тысяч обращений, которые поступили перед отчетом премьера о работе правительства, вопрос о ЕГЭ вошел в пятерку наиболее часто задаваемых.

Впрочем, все это вопросы будущего, возможно даже весьма отдаленного, пока же выпускники российских школ сдают ЕГЭ. Традиционно ученики и педагоги абаканских школ показывают на итоговой аттестации очень хорошие результаты. Один из таких успешных педагогов, чьи выпускники в большинстве своем сдают экзамен по русскому языку на «4» и «5» — учитель абаканской школы № 11 Наталья Орлова. В 2020 году ее ученик Влад Иванцов набрал 100 баллов по русскому языку и 100 баллов по литературе.

Наталья Олеговна — почетный работник общего образования РФ, заслуженный учитель РХ. Русский язык и литературу в школе № 11 Наталья Орлова преподает вот уже более 40 лет. Пришла в школу в 1981 году, сразу после окончания филологического факультета Абаканского пединститута.

— За прошедшие годы были предложения перейти в другие школы, в том числе и поближе к дому. Однако в нашей школе замечательный коллектив, особая атмосфера, к которой за 40 лет уже настолько привык, что просто не представляешь себя в другом образовательном учреждении. В основном я работала со средним звеном, на старшую школу перешла в год, когда был введен ЕГЭ — в 2003-м. Мой первый выпуск, когда еще мы сами, учителя, только вникали во все тонкости, справился с этим нововведением. Экзамен тогда сдавали три выпускных класса, из 75 ребят 25 человек сдали на «4» и «5», ни одной «двойки» не было. И позже, за все время, что я готовлю учеников к ЕГЭ, у нас не было ни одной «двойки». В последние годы мы выпускаем, как правило, по два класса — из 60–62 человек у нас как минимум половина ребят становилась «высокобалльниками», то есть ученики достигали на экзамене результата от 80 баллов и выше, — рассказывает Наталья Олеговна.

Как же педагогу удается так мотивировать ребят на подготовку? Ведь все абаканские школьники одного возраста, наверное, обладают примерно одинаковым уровнем знаний — однако же подобные результаты ЕГЭ по русскому языку демонстрируют далеко не все школы…

— Безусловно, многое зависит от ученика, его способностей, отношения к учебе в семье в целом. Однако и от работы учителя зависит многое. Я беру ребят с пятого класса, и уже с этого возраста мы с ними целенаправленно готовимся к успешной сдаче выпускного экзамена — дети не только учат правила, чтобы писать без ошибок. Мы учимся размышлять, писать сочинения. Вообще я строгий учитель, и дети это знают. Тот же Влад Иванцов, сдавший экзамен и по русскому языку, и по литературе на 100 баллов, на вопрос журналистов, страшно ли было идти на ЕГЭ, ответил следующее: «Нет, не страшно, я гораздо больше боялся, когда сдавал Наталье Олеговне на проверку сочинение», — улыбается моя собеседница. В строгой, но справедливой оценке работы учеников и есть залог хорошей подготовки ребят к экзаменам, считает она.

Уточняю у опытного педагога, может ли ученик, в средней школе относившийся к учебе спустя рукава, в начале 11-го класса «взяться за ум» и подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку?

— Я всегда внушаю детям, что если ты сильно чего-то хочешь, то обязательно сможешь добиться своей цели, главное — упорно работать. Безусловно, есть ребята слабенькие по своим способностям, есть яркие, талантливые «звездочки», но благодаря трудолюбию желаемого результата могут достигнуть все. А если не заниматься регулярно, то и талант не поможет. Вообще, повторюсь, мы начинаем готовиться к выпускным экзаменам еще с 5-го класса — работаем с текстами. В 7-м классе разбираем все задания, которые потом будут в обязательном госэкзамене по окончании 9-го класса. В 7-м классе дети уже довольно неплохо ориентируются в текстах, то есть пишут небольшие сочинения, — рассказывает учитель.

Подтверждением слов педагога стали тетрадки учеников на ее столе. На только что завершившемся уроке восьмиклассники писали сочинение на тему «Что такое мечта?». Вот что мы прочитали в первой же из стопки ученических тетрадок: «Мечта — это цель человека, то, к чему он должен стремиться, что хочет получить в жизни. Для исполнения мечты нужно упорно трудиться». И далее школьница пишет о своих конкретных мечтах — как видим, ученики Натальи Олеговны уже в 8-м классе умеют структурированно, четко и грамотно излагать свои мысли.

— Я всегда стараюсь с учениками уделять много времени подготовке именно к творческой части ОГЭ или ЕГЭ. В ЕГЭ сочинение позволяет максимально набрать 24 балла, мои ученики минимально пишут на 17— 18 баллов, это очень хороший результат, к которому мы и идем вместе с ребятами с 5-го класса, — делится опытом Наталья Орлова.

Впрочем, заслуженный учитель РХ не отрицает, что сегодня школьники, за редким исключением, очень мало читают.

— Телефоны «сгубили» наших детей — они предпочитают все посмотреть в кратком изложении в интернете. Я просто поражаюсь, говорю ребятам: «Неужели вам не интересно самим полностью прочитать “Мастера и Маргариту»“?» Ведь дело не в экзаменах, хочется, чтобы дети открыли для себя богатство слова, мысли, души. В этом году ЕГЭ по литературе будет сдавать лишь одна выпускница. Да, 11-классники пишут итоговое сочинение, но там оценивают по системе «зачет — незачет». «Ваше счастье, что оценки выставляются по такой системе. Если введут балльную систему, для вас это будет весьма печально», — пытаюсь достучаться я до ребят. К сожалению, не до всех получается донести важность чтения. Стараюсь заинтересовать, — сетует преподаватель литературы.

Сегодня большинство учителей в школах — не просто предметники, но и классные руководители, что является не меньшей, а то и большей ответственностью: ведь требуется не просто дать ребенку знания по своему предмету, но и научить его жизни, стать наставником, человеком, которому доверяют, к чьим словам прислушиваются.

— Мой «коронный выпуск» — 2020 года. В этом классе сложилось все: умные, трудолюбивые дети, замечательные родители. Ведь хороших результатов в обучении можно достигнуть лишь в том случае, когда родители и классный руководитель идут рука об руку. С выпуском-2020 у нас именно так и получилось. Дети знали мою строгость, требовательность, при этом понимали, что их родители поддерживают меня, как итог — все вместе мы достигли к выпуску из школы очень хороших результатов. Когда в требованиях родителей и учителя есть несогласованность, дети этим очень умело пользуются, отбиваются от рук, — делится своим опытом Наталья Орлова.

После «коронного выпуска» у Натальи Олеговны пока классного руководства нет, новых воспитанников учитель возьмет в следующем учебном году. Педагог не скрывает, что не всегда и не со всеми родителями учеников, у которых Наталья Олеговна является учителем-предметником, складывается такое же понимание, как с родителями выпускников 2020 года.

— Бывает, что родители встают на сторону своих детей, даже не пытаются понять требования учителей. Сегодня во всех школах работают с электронным журналом. Программа выдает средний балл по предмету 3,5, соответственно, за четверть нужно ставить «4», либо такая же история со средним баллом в 4,5 — ученик считает, что ему нужно выставить «5». Я всегда говорю: «Уважаемые родители, 3,5 — это все же твердая “тройка”, вы лучше заставьте своего ребенка больше заниматься, будет и “4”«. К сожалению, не все прислушиваются, иногда красивая оценка в аттестате бывает дороже, чем собственно знания. На родительских собраниях предупреждаю родителей, что я ставлю хорошие оценки только за знания. Ведь моя цель — чтобы дети хорошо сдали экзамен по обязательному предмету «Русский язык», поступили в тот вуз, в который желают, и на бюджетное место. Кто-то понимает мои требования, кто-то нет. Однако радует, что в нашей школе случаев вопиющего хамства как со стороны учеников, так и их родителей на моей практике не было, — отмечает учитель.

В завершение беседы прошу почетного работника общего образования РФ поделиться своим мнением относительно ЕГЭ.

— Совершенно не согласна с аргументом противников ЕГЭ, что это просто «натаскивание», что дети не учатся размышлять. Как, не размышляя, выполнить сегодняшний ЕГЭ? Задания за годы проведения экзамена сильно усложнились, и их выполнение требует от ученика фактических знаний, умения анализировать, грамотно излагать свои мысли в творческой части экзамена. Я поддерживаю ЕГЭ, так как такой формат экзамена дает объективную оценку результата работы педагога. Главное, как ответил и Владимир Путин, что ребята из отдаленных уголков — из сел, из деревень — именно при помощи ЕГЭ имеют возможность поступать в ведущие российские вузы. Многие мои ученики поступили в вузы в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах. Без ЕГЭ, я считаю, у многих из них такой возможности бы просто не было, — отмечает Наталья Орлова.

Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из личного архива Натальи Орловой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *