Всё имеет свое начало. У каждого события есть причина, инфоповод. А задача журналиста — внимательно следить, возможно даже предугадывать, где будет горячо, когда там даже не тепло.
А «горячо» в событийном плане в Абакане, несмотря на летнее затишье, как выясняется, бывает. Например, вместе с участниками выездной сессии проекта «Городской пленэр», который был организован Абаканской картинной галереей им. Ф.Е. Пронских, я побывала на подвесном мосту в Полярном микрорайоне и заодно узнала, как рождаются этюды будущих картин.
Из истории
По словам директора картинной галереи Юлии Чуриловой, начался «Городской пленэр» с января 2021 года, когда в выставочном зале «Чылтыс» экспонировалась выставка из фондового собрания галереи — «Зима в работах сибирских художников». Возникла идея — выехать на пленэр для работы над этюдами снежного Абакана и выставить получившиеся картины в качестве «реплики», своей версии зимы нынешних мастеров изобразительного искусства. После первого выезда было принято решение продолжать проект в рамках празднования 90-летия Абакана.
— Началось всё на одной из центральных улиц города — на проспекте Ленина. Педагоги Детской художественной школы им. Д.И. Каратанова, представители творческого объединения «Тёплые краски», то есть и профессиональные, и самодеятельные художники, в течение нескольких часов работали над написанием этюдов снежного Абакана. Необыкновенно радостная, светлая и удивительно теплая для зимы атмосфера выставки привела организаторов к мысли дополнить ее очарование такими видами. Художники поддержали эту идею, отметив, что такие пленэры помогают им подготовиться к выставке «Абакан — глазами художников», посвященной 90-летию Абакана, которая прошла в апреле этого года, — говорит Юлия Евгеньевна.
Для работы художники выбирают разные уголки Абакана: центральная аптека, театр кукол «Сказка», одноэтажная застройка на перекрестке улиц Ярыгина и Чертыгашева, которая соседствует с высотными домами, новые районы города. В широкую Масленицу и Прощёное воскресенье художники выезжали к Градо-Абаканскому храму в честь равноапостольных Константина и Елены, а в преддверии 25-летия ГЦК «Победа» работали над этюдами на проспекте Ленина.
Промышленные здания и сооружения также привлекли внимание мастеров. Надежда Кобыльцова и Юлия Шереметьева работали над этюдами на улице Пушкина. Главный объект, выбранный художницами, — здание мелькомбината, построенное в 60-е годы ХХ века. В планах у участников проекта — поездка на гору Самохвал, чтобы запечатлеть город сверху, и на железнодорожный вокзал. Кроме того, большой интерес представляют малые архитектурные формы города.
— На самом деле мест, которые так и просятся на холст, в Абакане и в его окрестностях очень много. Бывало, что мы не могли договориться с выбором места. Иногда нас очень выручали именинники, которым в честь такого праздника давалось право решать.
Нам очень понравилась идея пленэра, поэтому даже после проведения выставки «Абакан — глазами художников» захотелось еще поездить по городу, сделать как можно больше этюдов. Ведь у нас есть красивые места, со своими сюрпризами и откровениями!
Такие выезды очень важны. Написание этюдов вдохновляет на создание полноценных, масштабных работ, помогает ухватить настроение, цвет, свет, которые в этот день и в это время царят в городе, — поделилась своими впечатлениями Надежда Кобыльцова.
Всего с начала проекта художники побывали на десяти выездах, и в основном работали масляными красками, пастелью, акварелью, карандашом. Работа живописца — это каждый раз нечто уникальное и неповторимое. Каждый использует свой стиль, свое видение Абакана, но всех объединяет неизменное — любовь к родному городу.
В планах Абаканской картинной галереи им. Ф.Е Пронских продолжать практику городских выездов художников до конца текущего года. А в качестве итога — издать альбом, каталог этих этюдных работ.
На мосту
Каждое время года отличается своими красками. Зима — белый, голубой, иногда коричневый или даже черный, весна наполнена пастельными тонами, которые со временем становятся сочными, яркими и благоухающими. И вот настал черед летней зелени и теплого солнца. Для этюда был выбран подвесной мост в Полярном. И именно на этот выезд пленэра я и попала. Художниц было всего три: Надежда Кобыльцова, которая с начала года не пропустила ни одного выезда, Марианна Касимова и Ольга Мармылева. Все они — педагоги Детской художественной школы им. Д.И. Каратанова.
На мой вопрос: «Насколько данный проект пришелся бы по душе более молодым художникам?» — Юлия Чурилова ответила:
— К сожалению, в Абакане не так уж много молодых творцов изобразительного искусства. А те, кто есть, работают несколько в других плоскостях. Хотя на выставке в честь юбилея города некоторые из них представляли свои работы.
Пока художницы искали подходящие места для лучшего ракурса моста, делали первые карандашные наброски, я, не теряя времени, фотографировала дрену, мост… Вот честно, гуляя на противоположной стороне, и не скажешь, что находишься в городе. И здорово, что есть такое место, куда можно переместиться из бетонных коробок к воде, на островок природы. Проходившие мимо люди, как и я, с интересом наблюдали за работой художников, задавали вопросы, и те отвечали.
Например, Надежда Яковлевна рассказала, что Федор Ефимович Пронских был ее учителем в художественной школе. На ее глазах происходило формирование картинной галереи, когда Федор Ефимович призывал других художников отдавать свои работы на выставки.
— Что вам как художнику, творческому человеку дают такие вот выездные городские пленэры?
— Прежде всего, это возможность напитаться вдохновением, найти новые темы для больших работ. А может, всё останется на уровне эскиза. Как вдохновение поведет. А вообще, новые виды — это уже вдохновение!
Кроме того, такие поездки — просто потрясающая возможность еще лучше познакомиться с городом, вырваться из объятий квартиры, особенно когда сидишь безвылазно три и более дней, и погулять, подышать свежим воздухом. Свобода!
Марианна Касимова и Ольга Мармылева разделяют мнение Надежды Яковлевны, они добавили от себя, что такие выезды являются отличной возможностью отдохнуть, как ни странно, от самого отпуска.
— Что дают вам такие пленэры?
— Это действительно та самая отдушина, когда тебя привозят в красивое, живописное место, тем более в такое, где ты сам никогда не был. Пока они есть, еще и в таком красочном сочетании, нужно успеть запечатлеть. Большое спасибо Юлии Евгеньевне за такие поездки, — сказала Марианна.
Невольно думаешь, а зачем нужна студия и настраивающая на нужный лад музыка, когда есть природа с ее звуками, видами, которые пробуждают более мощные потоки вдохновения? Когда шедевры, как отражение души творца, рождаются легко, непринужденно и вызывают только приятные ощущения у тех, кто на них смотрит…
Да, процесс создания любого произведения — живописного, литературного — нечто сакральное, но иногда так хочется понаблюдать за этим процессом, пообщаться с такими творческими, активными, энергичными людьми. Кто знает, может, и моя муза наконец проснется и мы снова примемся за творчество? Пожелайте нам удачи.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото автора