После летних каникул, когда не было занятий и режим дня был свободным, организму ребенка необходимо время для перестройки. Особенно тяжелый период — это первые 2–3 недели занятий в школе. В это время тяжело всем школьникам, но особенно первоклассникам (в сентябре многие часто болеют).
Как помочь ребенку? Самое простое и элементарное — соблюдение режима, это позволит сохранить физическое и психическое равновесие.
После занятий в школе первокласснику необходимо сначала пообедать, отдохнуть (лучше всего активные игры на свежем воздухе). Если ребенок ослаблен, ему необходим дневной сон в проветренной комнате в течение полутора-двух часов. Затем можно приступить к выполнению уроков (пики мозговой активности 9–12 часов и 16–18 часов). Очень важно уложить ребенка вовремя спать, около 9 часов вечера. Детям семи лет рекомендуется спать не менее 11 часов в сутки. Выспавшись, ваш первоклассник успеет позавтракать, сделать зарядку и окончательно проснуться перед уроками.
Постарайтесь, чтобы ребенок регулярно занимался физкультурой, играл в любые подвижные игры на свежем воздухе (в общем 3–4 часа в сутки). Это будет способствовать его нормальному росту и развитию, а в мозгу сформируется очаг радостного возбуждения.
Перед началом занятий в школе у ребенка могут появиться перепады настроения, капризы, истерики — это значит, что он находится в стрессовом состоянии. Ваш ребенок готовится вступить в новую, неизвестную жизнь, а все капризы ребенка — это лишь крик о помощи, так как просто сказать об этом ребенок не может, он и сам не понимает, что с ним происходит. Поэтому не надо кричать на ребенка, наказывать его физически, а просто обращайтесь к нему спокойным разъясняющим тоном.
Немаловажное значение имеет развитие у ребенка умения общаться со сверстниками, планировать свою работу, анализировать полученный результат, слушать и реагировать на действия учителя.
Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. Адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняет его.
Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, содействовать адаптации к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости — консультации профессиональных психологов.
Чего не нужно делать родителям?
- Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу.
- Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами.
- Сразу после школьных уроков заставлять выполнять домашнее задание.
- Заставлять спать днем после уроков и лишать его этого права.
- Лишать игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе.
- Требовать только отличных результатов в школе.
- Кричать на ребенка, особенно во время выполнения домашних заданий.
- Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика.
- Ругать ребенка перед сном.
- Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно.
- Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
Тамара КРЫЛЫСОВА,
врач
Республиканского центра
общественного здоровья
и медицинской профилактики
Фото из открытых источников