Совсем скоро, 30 апреля, Абакан будет отмечать свой 92-й день рождения. Город стремительно меняется: буквально за несколько лет вырастают новые микрорайоны современных многоэтажек, появляются уютные скверы и парки. А казалось бы, совсем недавно центральная улица города, Щетинкина, стояла в строительных лесах — здесь возводились первые в Абакане 12-этажные дома. Помнит ли кто-нибудь из наших читателей, какая «девятиэтажка» была построена в Абакане первой? Когда в городе появился ипподром? Накануне дня рождения Абакана наш еженедельник знакомит своих читателей с человеком, руководившим строительством этих и многих других важных объектов, в том числе и промышленных.
Рассказать о таком замечательном жителе нашего города, как Юрий Ильич ЧЕРНОВ, у нас есть несколько поводов. Во-первых, как мы уже отметили, приближается день рождения Абакана, а Юрий Ильич сделал очень многое, чтобы наш город был именно таким, каким мы его видим сегодня — под его непосредственным руководством были построены первые высотные жилые многоквартирные дома и промышленные объекты. Во-вторых, совсем скоро в России будет отмечаться 50-летие знаменитой Всесоюзной стройки — Байкало-Амурской магистрали, где Юрий Ильич в течение пяти лет трудился главным инженером на одном из возводимых участков БАМа. Ну, и в-третьих, юбилей самого Юрия Чернова — в этом году он празднует 85-летие.
Переезд в Абакан
Родился Юрий Чернов в 1938 году в поселке Заярск Иркутской области. В 1951 году большая семья Черновых, где подрастали четверо сыновей, переехала в Минусинск. В школьные годы Юрий увлекался велосипедным спортом, даже был чемпионом Минусинска, а затем и чемпионом Красноярского края. Кроме велоспорта молодой человек занимался боксом, где также достиг высоких результатов на уровне Красноярского края. Однако в профессиональный спорт не пошел — по окончании школы поступил в Томский инженерно-строительный институт. Получать образование именно в Томске молодой человек решил по той причине, что его отец был родом из Томской области. В этом же городе Юрий Чернов создал и свою семью — женился на однокласснице Людмиле Богдановой, студентке медицинского института. По окончании института молодой специалист трудился инженером-инспектором в Управлении главного архитектора Томска. В 1971 году семья Черновых, в которой на тот момент подрастали двое детей, переезжает в Абакан. По словам Юрия Ильича, они решили вернуться в родной Минусинск, а юг Красноярского края — Хакасская автономная область — в те годы представлял собой одну гигантскую стройку: возводилось множество промышленных объектов. А людям, приехавшим на эти стройки, были необходимы жилье, социальные объекты — школы, детские сады, больницы. Юрий Чернов активно включился в эту созидательную работу. Начинал он в Хакасии главным инженером ПМК-690 треста «Абаканцелинстрой», затем стал заместителем управляющего этого же треста.
За годы работы в Хакасии под руководством Юрия Ильича было возведено многое. В том числе и первое 9-этажное здание — общежитие сельскохозяйственного техникума по улице Катанова, первые 12-этажные жилые дома по улице Щетинкина, многоэтажные «высотки» по бокам кинотеатра «Победа», завод железобетонных конструкций — всего и не перечесть, что активно строилось в Абакане в годы работы Юрия Чернова. Также его трест строил трибуны и административное здание республиканского ипподрома, под его руководством осваивалось так называемое «Русское поле» Абакана — возводились жилые многоэтажки.
— Город развивался, людям нужно было жилье, вот мы и строили, — поясняет сегодня Юрий Ильич.
Последние перед выходом на пенсию 12 лет трудовой деятельности Юрия Чернова связаны со строительством еще одного известного многим жителям Хакасии объекта — санатория «Туманный». На мой удивленный вопрос, почему санаторий строился целых 12 лет, Юрий Ильич улыбается:
— Санаторий — это ведь не только корпуса, где размещаются отдыхающие. Это и электрокотельная, административные здания, бассейн, спортзал, трубопровод, по которому вода, обогащенная родоном, подается в санаторий, база отдыха на озере Большое Дикое и очистные сооружения. И все это нужно было построить в тайге. Вот и возводилось постепенно, одно за другим.
Из Абакана — на строительство БАМа
Отдельно стоит отметить такой факт из трудовой биографии нашего героя: пять лет абаканец Юрий Чернов посвятил знаменитой всесоюзной стройке — Байкало-Амурской магистрали.
Напомним, Байкало-Амурская магистраль — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный (наряду с Транссибирской магистралью) железнодорожный выход России к Тихому океану. Магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Юрий Чернов трудился главным инженером на участке в Амурской области.
— 1 апреля 1981 года меня пригласил управляющий трестом «Минусинскпромстрой» и предложил должность главного инженера на участке строительства БАМа в Амурской области. 3 апреля я уже отправился на место своей будущей работы. БАМу я посвятил пять лет, — вспоминает Юрий Чернов.
На мой вопрос, что его, человека на руководящей должности, занимающегося возведением важных гражданских и промышленных объектов в Хакасии, привлекло в предложении отправиться на строительство БАМа, мой собеседник поясняет:
— БАМ тогда строила вся страна! Это была очень привлекательная для любого строителя работа — быть причастным к такому важному государственному делу. Немаловажную роль играл и материальный фактор: достойная заработная плата, плюс возможность приобрести автомобиль. В те годы ведь машину нельзя было купить просто так, накопив необходимую сумму. А отработал на БАМе три года — все, можешь купить машину. Что я по возвращении в 1986 году в Абакан и сделал, купил автомобиль «Жигули», тогда это было просто счастье для нас, — смеется пенсионер.
Вслед за супругом пришлось поехать на строительство БАМа и Людмиле Георгиевне, ведь врачи нужны были везде. На всесоюзной стройке поработал и сын Черновых Андрей, которому на тот момент было 19 лет. Молодой человек был задействован на лесозаготовительных работах, то есть был занят тяжелым физическим трудом.
— Так что в деле строительства БАМа есть вклад практически всей нашей семьи, — отмечает Юрий Ильич.
Юрий Чернов руководил строительством поселка Февральский в Амурской области — это был поселок для рабочих, задействованных непосредственно в укладке железнодорожных путей.
— Сначала мы построили временные сооружения для себя, где разместилась контора треста. Далее уже возводили все, что требуется для строительства поселка: котельную, теплотрассу, арматурный цех бетонного завода, водозаборные сооружения, школу на 800 учащихся, детский сад, больницу, жилые 5-этажные дома для железнодорожных войск — они и строили пути. За три года поменялось до 70% нашего коллектива строителей: многие приезжали, зарабатывали на машину и уезжали. Коллектив постоянно пополнялся новыми работниками, люди приезжали со всего Советского Союза, вместе трудились представители самых разных национальностей — ни разу у нас не возникало конфликта по этой причине. Всегда все работали дружно, слаженно — понимали, что делаем важное государственное дело, — вспоминает строитель.
За ударный самоотверженный труд Юрий Ильич Чернов был награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
— Сейчас Россия строит «вторую линию» Байкало-Амурской магистрали, нужно осваивать территории, усиливать возможности железнодорожного выхода на восток, к портам, поэтому обращаюсь к современным труженикам: дерзайте, работайте на благо страны и ее жителей, как в свое время работали мы, прежнее поколение строителей, — завершает нашу беседу Юрий Ильич Чернов.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из личного архива Ю.И. Чернова