О масштабе загрязнений сибирских рек из-за россыпной золотодобычи накануне рассказал РБК. Спутниковый мониторинг Всемирного фонда дикой природы за май—июнь выявил 30 фактов загрязнений рек Сибири протяженностью 1 474 км.
«Лидером по загрязнению рек стал Красноярский край — 14 случаев загрязнения общей протяженностью 816 км, на втором месте — Тува с шестью случаями загрязнения протяженностью 237 км, далее следуют Кемеровская область (пять случаев на 218 км) и Хакасия (пять случаев на 203 км)», — уточнили в пресс-службе фонда.
На месте добычи россыпного золота остается «груда перекопанного грунта», описывает ситуацию координатор программы экологизации промышленности Центра охраны дикой природы Игорь Шкрадюк:
«Образуются пруды с застойной водой, где-то речка течет густо-коричневая, потому что она вымывает глину перекопанную».
Вода загрязняется взвешенными частицами глины и песка. В реку может попадать и цианид, который используется для промывки мелкого золота.
С проблемой водозабора сталкиваются и люди, которые живут в населенных пунктах, близких к местам добычи, обращает внимание эксперт проекта «Гармония с природой» Маргарита Зяблинцева. По ее мнению, загрязнение воды может спровоцировать возникновение социально-экологических конфликтов.
Если учитывать негативное влияние загрязнений рек на орнитологические и рыбоохранные зоны, то количество потенциально конфликтных лицензионных участков по добыче золота увеличивается до 279, говорит Зяблинцева. По числу проблемных участков лидирует Красноярский край: по оценке экологов, там находится 99 потенциально конфликтных мест. Затем идут Бурятия (98 участков), Хакасия (32 участка), Кемеровская область (22), Алтай (12), Алтайский край (11) и Тува (пять).
Об одном таком конфликтном участке в Хакасии рассказал «Московский комсомолец» в марта минувшего года. Жители села Большая Сея Таштыпского района воспротивились «золотодобывающей» перспективе.
Большая Сея — идеальный образец для исследования природы конфликтов между населением и бизнесом, которые оборачиваются народными волнениями, считает «МК». Волнения в селе начали зреть перед Новым годом, когда жители узнали, что неподалеку выделен участок под геологическую разведку.
Площадь участка 4200 га, частная фирма будет искать там золото. Но не как у Джека Лондона — с лопатой и ситом, а промышленными способами. Придет тяжелая техника, буровые машины. И — конец. Лес, который жители считают своим, будет вырублен, пробурен скважинами, загажен отвалами земли. Ручей Малая Сея, из которого они пьют воду, испоганен, а окрестности села превратятся в марсианские пейзажи.
Председатель сельсовета после новогодних праздников отправила письма в прокуратуру, минюст и Верховный совет республики. Подписали 170 человек.
Ответы пришли обескураживающие. У предпринимателей есть все документы. Участок выделен на законных основаниях, экспертиза дала положительное заключение, лицензия выдана. Все по закону.
В конце февраля в сельсовете было собрание. Приехали представители фирмы. Хотели получить положительное решение публичных слушаний: в начале марта они планировали начинать работу.
Собрание в итоге приняло совсем не ту резолюцию, что нужна была бизнесу: «Запретить геологическую разведку, добычу и оценку россыпного золота на территории Большесейского сельсовета Таштыпского района Республики Хакасия».
Мониторинг за загрязнением водных объектов ведет Росприроднадзор. За 2020 год ведомство 77 раз организовывало внеплановые проверки предприятий по добыче россыпного золота на основании лицензий, уточняет РБК. Загрязнения обнаружили на территории Красноярского, в Иркутской области, Туве и Хакасии. По данным ведомства, ущерб от загрязнения золотодобытчиками почвы и воздуха составил почти 481 тыс. рублей, воды — более 724 тыс. рублей. Общая сумма штрафов по итогам года превысила 56 млн.
Любовь ЖИЦ
Фото из открытых источников