Вероятно, этот театральный сезон в Абакане будет буквально переполнен постановками, в которых интерпретируют классику на современный лад или помещают героев в нетипичное для них окружение. На этот раз главный режиссер Русского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Эдуард ШАХОВ представит зрителю спектакль «DJ Чехов» по пьесе А.П. Чехова «Три сестры».
— Эдуард Зуфарович, мы все помним еще со школьных уроков, что Чехов давно стал классиком. Его пьесы не сходят с театральных подмостков. Почему вы решили ставить именно «Три сестры»?
— Прежде всего, потому что мне нравится это произведение. Так получилось, что понимаю его и знаю лучше, чем другие пьесы Антона Павловича. Кроме того, «Три сестры» полифоничное произведение, в нем много тем, которые можно обыграть на сцене. Делать их в совокупности или заострить внимание на чем-то одном. Но также пьеса открыта для внедрения в ее пространство чего-то совершенно нового.
Чеховская драматургия вообще вся далека от слова «однозначность», но «Три сестры» наиболее неоднозначна. Она сложная, нужно глубоко копать в текст, чтобы найти смысловое зерно. Тогда и работа становится интереснее.
Не отрицаю, что кому-то этот материал может показаться неактуальным на сегодняшний день. Это желание «…в Москву, в Москву за лучшей жизнью» уже никого не удивит. Так думал и наш театральный художник, когда я предложил материал. Но потом пришла идея сделать это в стиле 90-х, то есть создать некий ночной клуб, даже при воинской части… Все это очень понравилось Олегу Абрамову, и он активно включился в работу.
— Первоначальный план работы с этой пьесой и то, что происходит сейчас — насколько эти два процесса далеки друг от друга?
— Очень далеки. Первая идея зародилась здесь же, в стенах драмтеатра, но разительно отличалась от того, над чем мы работаем сейчас. В прошлом году уже начинали репетировать, там были совсем другие идеи. Потом из-за ковида репетиции и работу театра приостановили, и за время перерыва у меня появились еще идеи. Когда снова начали работать, они немного модернизировались, и в итоге получилось то, что зрители увидят на сцене, а именно, техно-вечеринку, тематическую, которая будет проходить в ночном клубе «Театро». За пультом диджея будет сам Антон Павлович.
Все люди, существующие в этом театральном пространстве, не просто нарядились в костюмы и пришли потанцевать, они заранее договорились, распределили между собой роли, приняли правила игры и показывают пьесу от начала и до конца. Каждый знает, что будет происходить дальше. Зачем они это делают? Чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов к их заведению? Или просто чтобы классно провести время? Это уже как каждый зритель для себя решит. Так у нас получается формат «театр внутри театра». Вполне возможно, и зрители тоже станут непосредственными участниками действа.
— Чехов стал диджеем… В каком же облике предстанут герои, и особенно сестры Ольга, Маша и Ирина Прозоровы?
— Подобное появление автора в собственном произведении — явление, можно сказать, уникальное. У режиссера Петра Фоменко, когда он ставил свои «Три сестры», тоже одним из героев был сам Чехов, только более традиционный. Однако наш герой, которого играет Владислав Загарский — это простой парень, который согласно теме вечеринки примерил на себя образ Антона Павловича. В финале спектакля он действительно становится Чеховым и начинает плакать, сетовать, что его пьесу «всякие режиссеры» так исковеркали. Самоирония, юмор. Без этого, я считаю, никуда. Чехов — это великая ирония, очень циничный, трезвый, я бы даже сказал, что у него жестокий взгляд на жизнь. Он как врач смотрит на нее.
Что касается самих героев пьесы… Сестры Ольга (Ирина Баженова), Маша (Кристина Злотникова), Ирина (Камилла Османова) да и все остальные с точки зрения костюмов определенно не будут отражать чеховскую или какую-то другую эпоху. Скорее, образы будут более современными, но все же театральными. Если говорить о военных, то они появятся на сцене в современной форме.
А характеры… Тут каждый актер работает над своим героем сам. Какой бы текст мы ни проигрывали, все равно будем говорить о современных реалиях, проблемах. Основные темы постановки — это, прежде всего, желание вырваться в мир, на свободу, из которой тут же вытекает тема несбыточности этой мечты. Когда герои ничего не предпринимают для ее осуществления, а только жалуются. Но думаю, что в случае чеховской истории порой не все зависит от самого человека. В этом ирония автора. Иногда то, что происходит, просто предначертано. Сколько ни трудись, результат непредсказуем. Это из серии: «Хочешь рассмешить Бога? Расскажи ему о своих планах».
— Спектакль-парадокс… Классический текст пьесы, написанной на рубеже XIX и XX веков в четырех действиях… Как он впишется в формат дискотеки?
— Все 4 действия у нас на дискотеке, разумеется, не будет. Громкая музыка, танцы создадут атмосферу праздника для первого действия, когда проходит день рождения Ирины. Далее же все это незаметно уйдет на второй план, хотя и будет присутствовать и во втором, и в третьем действии. Это сложно с постановочной точки зрения, ведь говорить и танцевать в таком шуме практически невозможно. Соединить такую музыку, активные танцы с классическим текстом Чехова невозможно. Поэтому приходится использовать какие-то сценарные ходы, чтобы найти баланс.
— Большая часть труппы — молодежь. Им наверняка «в кайф» все, что происходит, ведь такая подача классики им понятна. Но как же идею восприняли актеры старшего поколения?
— Хорошо. Даже больше скажу: в силу своего опыта, мастерства они хорошо «берут» предложенную задачу. Хотя Игорю Герману, играющему роль Федора Кулыгина, и Олегу Рябенко (Иван Чебутыкин) незнакомы современные танцы и музыка. Они не знают, как двигаться. Но с помощью хореографа мы справимся и с этой задачей.
— Какие песни будут звучать, и чем вы руководствовались, когда выбирали сопровождение?
— Вполне возможно, что это будут хиты 90-х, а может, и современные песни. Как сказала наш хореограф: «Сейчас в моду снова вошла музыка из 90-х». Это же дискотека. Еще техно-музыка предполагает и большое количество светового оформления, но поскольку новая сцена такими техсредствами не оснащена, будем исходить из того, что есть. Может, когда откроется большая сцена, а освещение на ней перешло на новый профессиональный уровень, спектакль перекочует туда. Уверен, он сможет достучаться до зрителей даже на дальних рядах.
Кроме того, раз уж мы говорим о переломных событиях в истории нашей страны… Многие помнят, когда танковые подразделения в Москву въезжали, когда ГКЧП было… А если все эти реалии поместить в реалии пьесы? Ведь в 4-м действии тоже есть военные, которые уходят из того провинциального городка в Москву. Думаю, старшему зрителю это будет не просто понятно, но и очень знакомо.
— На какую зрительскую аудиторию рассчитан этот спектакль?
— Может, это нескромно, но спектакль будет интересен всем в том плане, что и молодежь найдет в постановке что-то для себя привлекательное. Например, музыка, сама манера подачи. А старший зритель останется доволен самим текстом и драматической составляющей. Когда во втором действии музыка и дискотека уходят на второй план, почти у каждого из героев настанет свой драматичный момент, монолог отчаяния, раскрывающий все, что накопилось в душе по отношению к себе, к миру, к обстоятельствам… Например, Андрей Прозоров (Владимир Гаврилов). Все от него ждали больших свершений: станет профессором, заберет сестер в Москву, но в одночасье он падает на самое дно. Тогда внутри него разыгрывается настоящая драма, и мы видим, как он ее переживает. Думаю, мы завоюем зрителя таким проникновением.
Беседовала
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из архива театра